29.04.2011
Ситуация в мусульманской среде закамского региона Татарстана начинает принимать характер попытки создания параллельного от Духовного управления мусульман республики муфтията, что означает оформление раскола в мусульманской умме края. Центром раскола стал Альметьевск, город на юго-востоке республики. После V съезда мусульман Татарстана 13 апреля 2011 г., на котором подавляющим большинством голосов был избран на пост муфтия этого поволжского региона Ильдус Фаизов (за него проголосовали 504 делегата, против было 25 голосов и 4 делегата воздержались), объявившего в своей программной речи о намерении начать решительную борьбу с проникновением в Татарстан нетрадиционных для татарского народа течений зарубежного ислама фундаменталистского толка, похоже, появились несогласные с такой принципиальной позицией нового главы мусульман республики.
«В то самое время как Ильдус Фаизов проводил 18 апреля 2011 г. пресс-конференцию, на которой рассказывал о целях и задачах ДУМ Татарстана после его официального вступления в должность муфтия республики, в Альметьевске состоялось собрание религиозных деятелей», - сообщает татароязычная газета «Ватаным Татарстан» («Моя родина - Татарстан»). Еще до съезда мусульман Татарстана о выходе своего прихода из подчинения ДУМ РТ объявил имам казанской мечети «Нурулла» Габдулла Галиуллин, в прошлом сам занимавший пост муфтия республики (1992-1998) и активно участвовавший в нагнетании среди мусульманского сообщества региона антифаизовской истерии после ухода Гусмана Исхакова с поста главы татарстанского муфтията 13 января 2011 г. по причине «проблем со здоровьем». Эксперты именно тогда отметили, что реальной причиной отставки Исхакова, почти 13 лет возглавлявшего ДУМ Татарстана (1998-2011), все-таки было не самочувствие экс-муфтия, а события 25 ноября 2010 г. в Нурлатском районе Татарстана, когда банда вооруженных боевиков попыталась организовать «лесное подполье» в Закамье по типу северокавказского, но была оперативно ликвидирована силами МВД и ОМОН. Именно эта ситуация показала, как говорила известный эксперт в области этнорелигиозных исследований Яна Амелина 2 декабря 2010 г. на республиканском научно-практическом семинаре «Салафизм в Татарстане: распространение, конфликтный потенциал, меры противодействия», что ваххабитами разворачивается северокавказский сценарий развития событий в Поволжье с созданием вооруженных бандформирований фундаменталистов в малодоступной лесной местности по типу того, что имеет место быть, к примеру, в Дагестане или Ингушетии. В период до съезда мусульман республики активно фактической дискредитацией Ильдуса Фаизова, занимавшего по должности пост и.о. муфтия Татарстана, наряду с Габдуллой Галиуллиным, занимался мухтасиб Альметьевского района РТ Наиль Сахибзянов. О нем известно, что он родился в 1957 г. в Альметьевске. Светское образование получил в Альметьевском строительном техникуме (1972-1976); в 1981-1987 гг. обучался в бухарском медресе «Мир-Араб» (Узбекская ССР); в 1992 г. стажировался в каирском университете «Аль-Азхар» (Египет); а в 1993-1996 гг. проходил обучение в исламском университете Эр-Рияда (Садовская Аравия). В 1980-1981 гг. занимал должность секретаря Духовного Управления Мусульман в европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС); в 1987-1992 гг. был мухтасибом Пермской, Кировской областей и Удмуртии, имам-хатыбом Пермской соборной мечети. Наконец, с 1996 г. и по настоящее время является мухтасибом Альметьевска и Альметьевского района Республики Татарстан. Как и Габдулла Галиуллин, Наиль Сахибзянов состоит в родственных связях с бывшим муфтием Гусманом Исхаковым (оба женаты на его сестрах). Демонстративный выход из подчинения ДУМ Татарстана Габдуллы Галиуллина прямо накануне съезда мусульман республики и, соответственно, не участие в нем, не был повторен его «союзником» по антифаизовской борьбе Наилем Сахибзяновым. Стоит также сказать, что Наиль Сахибзянов и часть имамов Альметьевского района РТ голосовали против Ильдуса Фаизова на съезде, а закамский регион все чаще экспертами характеризуется как зона наибольшего распространения нетрадиционных для татар течений зарубежного ислама фундаменталистского толка. На своей первой пресс-конференции после официального уже вступления в должность муфтия Татарстана Ильдус Фаизов дал четко всем понять, что на территории республики в 1300 мечетях, находящихся в составе ДУМ РТ, будет проповедоваться только традиционный для татар ислам ханафитского мазхаба, что явно вызвало бурную реакцию ненависти среди татарстанских ваххабитов, вылившихся пока, к счастью, только в информационное пространство. Похоже, чтобы не дожидаться возможной «ротации кадров», Наиль Сахибзянов решил пойти ва-банк и провел мини-съезд имамов Альметьевского района, которые избрали своего мухтасиба. Для проформы и создания видимости демократичности процедуры выборы мухтасиба прошли в 2 этапа: вначале избрали на «съезд» от приходов по одному делегату, ну а те на альтернативной основе выбирали главного среди себя. Помимо Наиля Сахибзянова, выбрать мухтасибом этого закамского региона можно было и ректора Альметьевского исламского медресе им. Р.Фахреддина Джамиля Халирахманова. Из 34 имамов приходов района в «выборах» мухтасиба приняли участие только 26, из которых 19 отдали свой голос Сахибзянову, а 4 - Халирахманову (2 - воздержались, один бюллетень был испорчен). Впрочем, в «выборах» мухтасиба наотрез отказались принимать участие ряд имамов, посчитавших, что это мероприятие больше попахивает выборами некоего альтернативного муфтия, в котором они явно не желают участвовать. В своем комментарии газете «Ватаным Татарстан» сам «избранный» мухтасиб заявил, что муфтиятов «в Башкортостане три, в Ульяновской области - четыре», намекая на то, что он ничего плохого не видит в том, если в Татарстане будет более, чем одно духовное управление мусульман. «Мы вот сейчас все документы планируем передать в Министерство юстиции, юристы нам это все готовят», - заявил газете Наиль Сахибзянов. Правда, заместитель главы исполкома Альметьевского района Татарстана Ирек Фаррахов поспешил заверить, что это вообще-то не выборы нового муфтията, а выборы мухтасиба, и вообще-то этот «съезд» нелегитимен. Впрочем, остается уместным вопрос и к этому представителю светской власти, почему такие «съезды» вообще допускаются, тем более что явно имеется определенное несоответствие уставу ДУМ Татарстана. Возникает, естественно, резонный вопрос о мотивах, побудивших альметьевского мухтасиба пойти на свое вдруг столь внезапное переизбрание. Скорее всего, Наиль Сахибзянов, активно участвовавший в кампании против нынешнего муфтия Татарстана Ильдуса Фаизова в период до V съезда мусульман Татарстана, преследовал две цели. Во-первых, попытаться создать собственный муфтият. Как отмечает председатель Совета улемов Российской ассоциации исламского согласия (РАИС), директор казанского Центра изучения Корана и Сунны Фарид Салман, «клану Рашиды Исхаковой, влиятельной матери бывшего муфтия Гусмана Исхакова и тещи Наиля Сахибзянова, нужна духовная трибуна, вот поэтому его представители и идут на создание параллельных раскольнических муфтиятов». Во-вторых, Наиль Сахибзянов таким своим ходом решил, скорее всего, обезопасить свое положение на руководящей должности в районной иерархии системы татарстанского муфтията, проведя вот такие выборы. Это даст ему впоследствии повод говорить, что он - не назначаемый из Казани мухтасиб, а избранный, и вроде как снять его с должности мухтасиба нельзя, поскольку это будет выглядеть как покушение на демократические процедуры. Свое собственное «демократическое» переизбрание он станет использовать как козырь в том случае, если ему не дадут зарегистрировать свой параллельный муфтият в Министерстве юстиции России (что, не исключено, так и будет), и тогда придется оставаться в составе ДУМ Татарстана. Как ни крути, но оставаться на руководящей должности гораздо лучше, чем оказаться в положении без нее. Во всей этой истории видно, что явно имеется попытка поскорее переиграть ситуацию: раз уж не получилось избрать «своего» кандидата в муфтии Татарстана на V съезде мусульман РТ 13 апреля 2011 г. (таким Наилю Сахибзянову явно казался его родственник Габдельхамит Зиннатуллин, мухтасиб Зеленодольского района Татарстана, двоюродный брат экс-муфтия Гусмана Исхакова, а значит и родственник альметьевского мухтасиба), то тогда попытаться уж порвать связи с ДУМ Татарстана навсегда. С идеей выхода из состава татарстанского муфтията и создания параллельного сразу после отставки Гусмана Исхакова высказывался Габдулла Галиуллин, объявивший пространно в одном из своих интервью о возможности такого варианта. Похоже, что в закамском регионе Татарстана этот проект пытаются воплотить в жизнь. Сюда стоит добавить к слову, что именно Галиуллин и Сахибзянов ездили на т.н. Всероссийское мусульманское совещание, организованное Равилем Гайнутдином в Москве 24 марта 2011 г. От ДУМ Татарстана туда послали лишь Наиля Гарипова, члена Совета улемов татарстанского муфтията, явно демонстративно понизив свое представительство в этом мероприятии Совета муфтиев России. Да и само участие Наиля Гарипова было обусловлено, скорее всего, лишь тем, что он является членом Экспертного совета СМР. Встречались ли лично с Равилем Гайнутдином Галиуллин и Сахибзянов в Москве, точно не известно. Но, учитывая, что ранее имам казанской мечети «Нурулла» не исключал того, что в случае появления нового муфтията в Татарстане последний может войти и в Совет муфтиев России, поскольку тогда татарстанским «раскольникам» можно будет получить поддержку от московского муфтия, в случае если республиканские власти не станут смотреть на разрушение институционального единства мусульманской уммы Татарстана. «Государство в свое время приложило усилие по объединению мусульманской уммы Татарстана в единое Духовное управление мусульман РТ, что, если смотреть с сегодняшнего дня, было в целом процессом правильным, однако любые раскольнические поползновения закамских ваххабитов должны решительно пресекаться», - твердо уверен татарский богослов Фарид Салман, призывая при этом обратить государство внимание на ситуацию в Альметьевском медресе. О ситуации в этом закамском учебном заведении пишет даже американская «The Washington Post», корреспондент которой Уилл Ингланд в своем репортаже от 22 декабря 2010 г. прямо сообщает, что Наиль Сахибзянов «в 1990-е гг. учился в Саудовской Аравии, а школа, которой он руководит, использует учебную программу из Саудовской Аравии», что говорит о зарубежном влиянии на мировоззрение будущих выпускников медресе. Официальной реакции Духовного управления мусульман Татарстана на поведение Наиля Сахибзянова пока нет, а комментарии в татарстанском муфтияте не спешат давать, что вызывает вопросы. Главного редактора мусульманской газеты «Умма» Ришата Хамидуллина, человека из команды нового муфтия Ильдуса Фаизова, больше удивило, почему на страницах официального издания «Ватаным Татарстан» заведующим Отделом политики и религии Рашитом Мингазовым, автором репортажа о ситуации в Альметьевске, публикуются по содержанию явно симпатизирующие альметьевским «раскольникам» статьи: «Очень жаль, что на страницах серьезной, республиканской газеты публикуют подобный "желтый материал". Сейчас, когда только-только начинается большая работа по возрождению духовности, когда духовенство вместе с общественностью и в т.ч. со СМИ должны совместно работать в этом направлении, находятся отдельные журналисты, для которых идеологическая работа связана с тем, в каком кабинете сидят хазраты», - передает свое отношение к коллеге из «Ватаным Татарстан» мусульманский журналист. «Если читать статью Рашита Мингазова, то создается ощущение, что зарплату имамам платить не нужно, пусть побираются, ведь нельзя получать помощь от государства (даже в форме грантов от Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования) - религия отделена от государства. Какой абсурд! Такие люди либо не в теме, не знают жизнь на местах, особенно в деревнях, либо пытаются доказать свою профпригодность через поиск компромата и сенсаций», - делает вывод Ришат Хамидуллин. С какой целью официальное издание «Ватаным Татарстан» описывает ситуацию по созданию параллельного муфтията в Закамье комплиментарно по отношению к альметьевскому мухтасибу, учившемуся в Саудовской Аравии и применяющему методики этого иностранного государства в учебном процессе, о чем пишет даже зарубежная пресса, остается только догадываться. Однако очевидно, что ситуация в мусульманской общине Альметьевского района Татарстана требует реакции и государства, и татарстанского муфтията. Не получится ли так, что мнение журналиста официальной татарстанской газеты - это и есть мнение государственных органов республики относительно происходящих процессов в Закамье? И еще необходимо обратить внимание на один очень важный факт, о котором стоит всегда помнить. Учитывая, что ДУМ Татарстана, согласно своему уставу, не входит в состав Совета муфтиев России, о чем ряду федеральных СМИ Ильдус Фаизов четко и конкретно заявлял, у Равиля Гайнутдина нет в Татарстане приходов, подчиняющихся его организации. В этой связи нельзя исключать того, что появление параллельного муфтията Татарстана вызовет у главы СМР желание включить его в свой состав. Правда, есть два очень важных нюанса, о которых не стоит забывать. Во-первых, это то, что вряд ли Наилю Сахибзянову и другим «раскольникам» мусульманской уммы Татарстана получится осуществить свой план по созданию параллельного муфтията. Никакой абсолютно нет гарантии, что Министерство юстиции России пойдет им навстречу. Государство больше никогда не будет в положении стороннего наблюдателя по отношению к тому, что происходит в мусульманской умме Татарстана. Ни в Казани, ни в Москве не хотят, чтобы в Татарстане ситуация стала напоминать северокавказскую, и все адепты нетрадиционных для коренных мусульманских народов Урало-Поволжья течений зарубежного ислама фундаменталистского толка будут выдавлены из официальных и признаваемых государством структур мусульманского сообщества. И, во-вторых, никто и никогда больше не простит Равилю Гайнутдину его слова, произнесенные публично в конце 2010 г., и в отношении высокопоставленных государственных служащих (в частности, советника Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике Алексея Гришина московский муфтий назвал «исламофобом», это при том, что этот чиновник является членом правления де-факто государственного Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования, который весьма щедро раздает гранты на жизнедеятельность отечественных мусульманских организаций, в т.ч. и той, что возглавляется Равилем Гайнутдином), и в отношении коренного населения страны, к которому, кстати, он и сам принадлежит (московский муфтий любит рассуждать на тему «пьянства и алкоголизма» коренного населения страны и «трудолюбия» гастарбайтеров). Такие вещи не забываются. И именно поэтому есть искреннее желание в татарстанском муфтияте максимально дистанцироваться от организации, возглавляемой Равилем Гайнутдином. ДУМ Татарстана и лично Ильдус Фаизов заслуживают большего, чем быть просто в сопредседателях организации, чей лидер позволяет себе публично такие высказывания в отношении российского народа и государственных служащих. И что будет, если татарстанские «раскольники» побегут присягать на верность московскому муфтию. Вопрос стоит поставить немного в другом ключе: а захочет ли сам первый из сопредседателей СМР принимать их в свое окружение? Ведь в случае такого развития ситуации, больше никаких даже поверхностных отношений между ДУМ Татарстана и Советом муфтиев России не будет. Стоит ли принимать около 30 приходов из Закамья в свое подчинение, если затем ты навсегда лишишься вообще любого существующего только в твоем воображении влияния в Татарстане? Ведь если московский муфтий «приютит» татарстанских «раскольников» у себя, то он больше никогда не сможет писать в официальных документах своей организации, что нынешний глава ДУМ Татарстана, в состав которого входит 1092 зарегистрированных мусульманских общин (и около 1300 мечетей), является сопредседателем СМР, где сам Равиль Гайнутдин находится на положении главного. Таким образом, ситуация в закамском регионе Татарстана все больше начинает демонстрировать всем то, о чем уже неоднократно говорилось экспертами: проникновение нетрадиционных для татар течений зарубежного ислама радикального толка дает свои первые ягодки, которые, похоже, пока оказываются червивыми. Раис Сулейманов – руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение». http://www.muslims-volga.ru/?id=2701
«В то самое время как Ильдус Фаизов проводил 18 апреля 2011 г. пресс-конференцию, на которой рассказывал о целях и задачах ДУМ Татарстана после его официального вступления в должность муфтия республики, в Альметьевске состоялось собрание религиозных деятелей», - сообщает татароязычная газета «Ватаным Татарстан» («Моя родина - Татарстан»). Еще до съезда мусульман Татарстана о выходе своего прихода из подчинения ДУМ РТ объявил имам казанской мечети «Нурулла» Габдулла Галиуллин, в прошлом сам занимавший пост муфтия республики (1992-1998) и активно участвовавший в нагнетании среди мусульманского сообщества региона антифаизовской истерии после ухода Гусмана Исхакова с поста главы татарстанского муфтията 13 января 2011 г. по причине «проблем со здоровьем». Эксперты именно тогда отметили, что реальной причиной отставки Исхакова, почти 13 лет возглавлявшего ДУМ Татарстана (1998-2011), все-таки было не самочувствие экс-муфтия, а события 25 ноября 2010 г. в Нурлатском районе Татарстана, когда банда вооруженных боевиков попыталась организовать «лесное подполье» в Закамье по типу северокавказского, но была оперативно ликвидирована силами МВД и ОМОН. Именно эта ситуация показала, как говорила известный эксперт в области этнорелигиозных исследований Яна Амелина 2 декабря 2010 г. на республиканском научно-практическом семинаре «Салафизм в Татарстане: распространение, конфликтный потенциал, меры противодействия», что ваххабитами разворачивается северокавказский сценарий развития событий в Поволжье с созданием вооруженных бандформирований фундаменталистов в малодоступной лесной местности по типу того, что имеет место быть, к примеру, в Дагестане или Ингушетии. В период до съезда мусульман республики активно фактической дискредитацией Ильдуса Фаизова, занимавшего по должности пост и.о. муфтия Татарстана, наряду с Габдуллой Галиуллиным, занимался мухтасиб Альметьевского района РТ Наиль Сахибзянов. О нем известно, что он родился в 1957 г. в Альметьевске. Светское образование получил в Альметьевском строительном техникуме (1972-1976); в 1981-1987 гг. обучался в бухарском медресе «Мир-Араб» (Узбекская ССР); в 1992 г. стажировался в каирском университете «Аль-Азхар» (Египет); а в 1993-1996 гг. проходил обучение в исламском университете Эр-Рияда (Садовская Аравия). В 1980-1981 гг. занимал должность секретаря Духовного Управления Мусульман в европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС); в 1987-1992 гг. был мухтасибом Пермской, Кировской областей и Удмуртии, имам-хатыбом Пермской соборной мечети. Наконец, с 1996 г. и по настоящее время является мухтасибом Альметьевска и Альметьевского района Республики Татарстан. Как и Габдулла Галиуллин, Наиль Сахибзянов состоит в родственных связях с бывшим муфтием Гусманом Исхаковым (оба женаты на его сестрах). Демонстративный выход из подчинения ДУМ Татарстана Габдуллы Галиуллина прямо накануне съезда мусульман республики и, соответственно, не участие в нем, не был повторен его «союзником» по антифаизовской борьбе Наилем Сахибзяновым. Стоит также сказать, что Наиль Сахибзянов и часть имамов Альметьевского района РТ голосовали против Ильдуса Фаизова на съезде, а закамский регион все чаще экспертами характеризуется как зона наибольшего распространения нетрадиционных для татар течений зарубежного ислама фундаменталистского толка. На своей первой пресс-конференции после официального уже вступления в должность муфтия Татарстана Ильдус Фаизов дал четко всем понять, что на территории республики в 1300 мечетях, находящихся в составе ДУМ РТ, будет проповедоваться только традиционный для татар ислам ханафитского мазхаба, что явно вызвало бурную реакцию ненависти среди татарстанских ваххабитов, вылившихся пока, к счастью, только в информационное пространство. Похоже, чтобы не дожидаться возможной «ротации кадров», Наиль Сахибзянов решил пойти ва-банк и провел мини-съезд имамов Альметьевского района, которые избрали своего мухтасиба. Для проформы и создания видимости демократичности процедуры выборы мухтасиба прошли в 2 этапа: вначале избрали на «съезд» от приходов по одному делегату, ну а те на альтернативной основе выбирали главного среди себя. Помимо Наиля Сахибзянова, выбрать мухтасибом этого закамского региона можно было и ректора Альметьевского исламского медресе им. Р.Фахреддина Джамиля Халирахманова. Из 34 имамов приходов района в «выборах» мухтасиба приняли участие только 26, из которых 19 отдали свой голос Сахибзянову, а 4 - Халирахманову (2 - воздержались, один бюллетень был испорчен). Впрочем, в «выборах» мухтасиба наотрез отказались принимать участие ряд имамов, посчитавших, что это мероприятие больше попахивает выборами некоего альтернативного муфтия, в котором они явно не желают участвовать. В своем комментарии газете «Ватаным Татарстан» сам «избранный» мухтасиб заявил, что муфтиятов «в Башкортостане три, в Ульяновской области - четыре», намекая на то, что он ничего плохого не видит в том, если в Татарстане будет более, чем одно духовное управление мусульман. «Мы вот сейчас все документы планируем передать в Министерство юстиции, юристы нам это все готовят», - заявил газете Наиль Сахибзянов. Правда, заместитель главы исполкома Альметьевского района Татарстана Ирек Фаррахов поспешил заверить, что это вообще-то не выборы нового муфтията, а выборы мухтасиба, и вообще-то этот «съезд» нелегитимен. Впрочем, остается уместным вопрос и к этому представителю светской власти, почему такие «съезды» вообще допускаются, тем более что явно имеется определенное несоответствие уставу ДУМ Татарстана. Возникает, естественно, резонный вопрос о мотивах, побудивших альметьевского мухтасиба пойти на свое вдруг столь внезапное переизбрание. Скорее всего, Наиль Сахибзянов, активно участвовавший в кампании против нынешнего муфтия Татарстана Ильдуса Фаизова в период до V съезда мусульман Татарстана, преследовал две цели. Во-первых, попытаться создать собственный муфтият. Как отмечает председатель Совета улемов Российской ассоциации исламского согласия (РАИС), директор казанского Центра изучения Корана и Сунны Фарид Салман, «клану Рашиды Исхаковой, влиятельной матери бывшего муфтия Гусмана Исхакова и тещи Наиля Сахибзянова, нужна духовная трибуна, вот поэтому его представители и идут на создание параллельных раскольнических муфтиятов». Во-вторых, Наиль Сахибзянов таким своим ходом решил, скорее всего, обезопасить свое положение на руководящей должности в районной иерархии системы татарстанского муфтията, проведя вот такие выборы. Это даст ему впоследствии повод говорить, что он - не назначаемый из Казани мухтасиб, а избранный, и вроде как снять его с должности мухтасиба нельзя, поскольку это будет выглядеть как покушение на демократические процедуры. Свое собственное «демократическое» переизбрание он станет использовать как козырь в том случае, если ему не дадут зарегистрировать свой параллельный муфтият в Министерстве юстиции России (что, не исключено, так и будет), и тогда придется оставаться в составе ДУМ Татарстана. Как ни крути, но оставаться на руководящей должности гораздо лучше, чем оказаться в положении без нее. Во всей этой истории видно, что явно имеется попытка поскорее переиграть ситуацию: раз уж не получилось избрать «своего» кандидата в муфтии Татарстана на V съезде мусульман РТ 13 апреля 2011 г. (таким Наилю Сахибзянову явно казался его родственник Габдельхамит Зиннатуллин, мухтасиб Зеленодольского района Татарстана, двоюродный брат экс-муфтия Гусмана Исхакова, а значит и родственник альметьевского мухтасиба), то тогда попытаться уж порвать связи с ДУМ Татарстана навсегда. С идеей выхода из состава татарстанского муфтията и создания параллельного сразу после отставки Гусмана Исхакова высказывался Габдулла Галиуллин, объявивший пространно в одном из своих интервью о возможности такого варианта. Похоже, что в закамском регионе Татарстана этот проект пытаются воплотить в жизнь. Сюда стоит добавить к слову, что именно Галиуллин и Сахибзянов ездили на т.н. Всероссийское мусульманское совещание, организованное Равилем Гайнутдином в Москве 24 марта 2011 г. От ДУМ Татарстана туда послали лишь Наиля Гарипова, члена Совета улемов татарстанского муфтията, явно демонстративно понизив свое представительство в этом мероприятии Совета муфтиев России. Да и само участие Наиля Гарипова было обусловлено, скорее всего, лишь тем, что он является членом Экспертного совета СМР. Встречались ли лично с Равилем Гайнутдином Галиуллин и Сахибзянов в Москве, точно не известно. Но, учитывая, что ранее имам казанской мечети «Нурулла» не исключал того, что в случае появления нового муфтията в Татарстане последний может войти и в Совет муфтиев России, поскольку тогда татарстанским «раскольникам» можно будет получить поддержку от московского муфтия, в случае если республиканские власти не станут смотреть на разрушение институционального единства мусульманской уммы Татарстана. «Государство в свое время приложило усилие по объединению мусульманской уммы Татарстана в единое Духовное управление мусульман РТ, что, если смотреть с сегодняшнего дня, было в целом процессом правильным, однако любые раскольнические поползновения закамских ваххабитов должны решительно пресекаться», - твердо уверен татарский богослов Фарид Салман, призывая при этом обратить государство внимание на ситуацию в Альметьевском медресе. О ситуации в этом закамском учебном заведении пишет даже американская «The Washington Post», корреспондент которой Уилл Ингланд в своем репортаже от 22 декабря 2010 г. прямо сообщает, что Наиль Сахибзянов «в 1990-е гг. учился в Саудовской Аравии, а школа, которой он руководит, использует учебную программу из Саудовской Аравии», что говорит о зарубежном влиянии на мировоззрение будущих выпускников медресе. Официальной реакции Духовного управления мусульман Татарстана на поведение Наиля Сахибзянова пока нет, а комментарии в татарстанском муфтияте не спешат давать, что вызывает вопросы. Главного редактора мусульманской газеты «Умма» Ришата Хамидуллина, человека из команды нового муфтия Ильдуса Фаизова, больше удивило, почему на страницах официального издания «Ватаным Татарстан» заведующим Отделом политики и религии Рашитом Мингазовым, автором репортажа о ситуации в Альметьевске, публикуются по содержанию явно симпатизирующие альметьевским «раскольникам» статьи: «Очень жаль, что на страницах серьезной, республиканской газеты публикуют подобный "желтый материал". Сейчас, когда только-только начинается большая работа по возрождению духовности, когда духовенство вместе с общественностью и в т.ч. со СМИ должны совместно работать в этом направлении, находятся отдельные журналисты, для которых идеологическая работа связана с тем, в каком кабинете сидят хазраты», - передает свое отношение к коллеге из «Ватаным Татарстан» мусульманский журналист. «Если читать статью Рашита Мингазова, то создается ощущение, что зарплату имамам платить не нужно, пусть побираются, ведь нельзя получать помощь от государства (даже в форме грантов от Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования) - религия отделена от государства. Какой абсурд! Такие люди либо не в теме, не знают жизнь на местах, особенно в деревнях, либо пытаются доказать свою профпригодность через поиск компромата и сенсаций», - делает вывод Ришат Хамидуллин. С какой целью официальное издание «Ватаным Татарстан» описывает ситуацию по созданию параллельного муфтията в Закамье комплиментарно по отношению к альметьевскому мухтасибу, учившемуся в Саудовской Аравии и применяющему методики этого иностранного государства в учебном процессе, о чем пишет даже зарубежная пресса, остается только догадываться. Однако очевидно, что ситуация в мусульманской общине Альметьевского района Татарстана требует реакции и государства, и татарстанского муфтията. Не получится ли так, что мнение журналиста официальной татарстанской газеты - это и есть мнение государственных органов республики относительно происходящих процессов в Закамье? И еще необходимо обратить внимание на один очень важный факт, о котором стоит всегда помнить. Учитывая, что ДУМ Татарстана, согласно своему уставу, не входит в состав Совета муфтиев России, о чем ряду федеральных СМИ Ильдус Фаизов четко и конкретно заявлял, у Равиля Гайнутдина нет в Татарстане приходов, подчиняющихся его организации. В этой связи нельзя исключать того, что появление параллельного муфтията Татарстана вызовет у главы СМР желание включить его в свой состав. Правда, есть два очень важных нюанса, о которых не стоит забывать. Во-первых, это то, что вряд ли Наилю Сахибзянову и другим «раскольникам» мусульманской уммы Татарстана получится осуществить свой план по созданию параллельного муфтията. Никакой абсолютно нет гарантии, что Министерство юстиции России пойдет им навстречу. Государство больше никогда не будет в положении стороннего наблюдателя по отношению к тому, что происходит в мусульманской умме Татарстана. Ни в Казани, ни в Москве не хотят, чтобы в Татарстане ситуация стала напоминать северокавказскую, и все адепты нетрадиционных для коренных мусульманских народов Урало-Поволжья течений зарубежного ислама фундаменталистского толка будут выдавлены из официальных и признаваемых государством структур мусульманского сообщества. И, во-вторых, никто и никогда больше не простит Равилю Гайнутдину его слова, произнесенные публично в конце 2010 г., и в отношении высокопоставленных государственных служащих (в частности, советника Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике Алексея Гришина московский муфтий назвал «исламофобом», это при том, что этот чиновник является членом правления де-факто государственного Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования, который весьма щедро раздает гранты на жизнедеятельность отечественных мусульманских организаций, в т.ч. и той, что возглавляется Равилем Гайнутдином), и в отношении коренного населения страны, к которому, кстати, он и сам принадлежит (московский муфтий любит рассуждать на тему «пьянства и алкоголизма» коренного населения страны и «трудолюбия» гастарбайтеров). Такие вещи не забываются. И именно поэтому есть искреннее желание в татарстанском муфтияте максимально дистанцироваться от организации, возглавляемой Равилем Гайнутдином. ДУМ Татарстана и лично Ильдус Фаизов заслуживают большего, чем быть просто в сопредседателях организации, чей лидер позволяет себе публично такие высказывания в отношении российского народа и государственных служащих. И что будет, если татарстанские «раскольники» побегут присягать на верность московскому муфтию. Вопрос стоит поставить немного в другом ключе: а захочет ли сам первый из сопредседателей СМР принимать их в свое окружение? Ведь в случае такого развития ситуации, больше никаких даже поверхностных отношений между ДУМ Татарстана и Советом муфтиев России не будет. Стоит ли принимать около 30 приходов из Закамья в свое подчинение, если затем ты навсегда лишишься вообще любого существующего только в твоем воображении влияния в Татарстане? Ведь если московский муфтий «приютит» татарстанских «раскольников» у себя, то он больше никогда не сможет писать в официальных документах своей организации, что нынешний глава ДУМ Татарстана, в состав которого входит 1092 зарегистрированных мусульманских общин (и около 1300 мечетей), является сопредседателем СМР, где сам Равиль Гайнутдин находится на положении главного. Таким образом, ситуация в закамском регионе Татарстана все больше начинает демонстрировать всем то, о чем уже неоднократно говорилось экспертами: проникновение нетрадиционных для татар течений зарубежного ислама радикального толка дает свои первые ягодки, которые, похоже, пока оказываются червивыми. Раис Сулейманов – руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение». http://www.muslims-volga.ru/?id=2701
Комментариев нет:
Отправить комментарий