Абубакр Дациев
Зиярат Ак Шамсуддина в г. Койнак (Турция)
Перед этим великим праведником вставали учёные и правители, его руки целовали правители самой мощной империи в мире, его называли духовным завоевателем Константинополя, он сделал открытия в медицине, которые подтвердились лишь через столетия…
Обладателем всех этих, а также многих достоинств являлся духовный наставник, учёный и лекарь Мухаммад бин Хамзат, более известный как Ак Шамсуддин. Он родился в Дамаске в 792 году по хиджре. К семи годам он выучил наизусть Коран. Молодые годы провёл в поисках знаний и посетил разные города. Вступил на путь суфиев и стал одним из самых известных учёных и суфиев своего времени. Султан Османской империи Мурад Второй доверил ему воспитание своего сына Мухаммада, который вскоре станет известен как Мухаммад аль-Фатих, то есть Мухаммад Завоеватель. Мухаммада аль-Фатиха, несомненно, можно включить в десяток самых выдающихся правителей исламского мира. Это была удивительная личность. Он владел несколькими языками, прекрасно разбирался в науках, писал стихи, был бесподобным организатором, политиком и полководцем. Вместе с тем он был очень богобоязненным и скромным человеком, сторонился всего запретного и вёл аскетичный образ жизни. Редко в каком правителе сочетаются все эти качества. Ключевая роль в воспитании этого великого правителя принадлежит шейху Ак Шамсуддину. С детских лет шейх прививал ему искренность, богобоязненность, любовь к знаниям и другие благородные качества. Именно он убедил Мухаммада аль-Фатиха, что ему предначертано исполнить пророчество о завоевании Константинополя. После того как Мухаммад аль-Фатих стал правителем, он начал готовиться к походу на Константинополь. Он отправил своего визиря Ахмад-Пашу посоветоваться с шейхом Ак Шамсуддином и попросить его принять участие в походе. Ак Шамсуддин согласился, обрадовал визиря скорой победой и сказал ему: «Если будет угодно Аллаху, Константинополь падёт в этом году». Ещё шейх сказал, что мусульмане войдут в город через такое-то место в такой-то день, – и назвал день и место, откуда они войдут в город. «Ты будешь стоять рядом с султаном, когда это произойдёт», – добавил он. Визирь поспешил обрадовать султана этой вестью. В 857 году по хиджре мусульмане предприняли поход на Константинополь. Более пятидесяти дней длилась осада, и, наконец, 20 числа месяца Джумадул Ула город пал. Во время осады бывали моменты, когда казалось, что невозможно завоевать город. Некоторые советники даже высказывали сомнения султану: «Вы направили огромные силы для осады города, следуя всего лишь мнению одного шейха (имеется в виду Ак Шамсуддин), – и теперь, потеряв столько людей и средств, мы не достигли ощутимых результатов, и нет никакой надежды на взятие города….». После этого разговора султан посылает своего советника к шейху, но ответ шейха неизменен: «…Нет сомнения, что город падёт». И султан ещё больше утвердился в решимости продолжать осаду. И вот настал день, о котором говорил шейх. Шла ожесточённая битва, проходило время, но ничто не предвещало обещанной победы. Тогда султан снова посылает визиря Ахмад-Пашу к шейху. Визирь подошёл к палатке шейха, но приближённые шейха сказали, что шейх велел никого не впускать. Ахмад-Паше всё же удалось заглянуть в палатку, и он увидел, как шейх, пав ниц, с мольбой обращается к Аллаху. Через некоторое время шейх поднялся и сказал: «Аллаху Акбар! Хвала Аллаху, который даровал нам победу над этим городом!» Визирь оглянулся и увидел, как мусульмане входят в город, и он поспешил присоединиться к ним. Когда он входил в город, оказалось, что он стоял рядом с султаном. Султан вспомнил слова шейха и сказал знаменитую фразу: «Моя радость не из-за того, что я завоевал этот город, а из-за того, что в наше время есть такой человек, как Ак Шамсуддин». На следующий день султан посетил шейха в его палатке. Он подошёл к шейху, поцеловал его руку и обратился к нему с просьбой, чтобы тот ввёл его в халват. «Халват» – это когда мюрид по поручению наставника уединяется на определённый срок и работает над очищением сердца от всего, кроме Аллаха. Но шейх отказал ему в этом. Султан настаивал, но шейх не внимал его просьбам. И тогда раздосадованный султан сказал: «Кто-то из турок приходит к вам с подобной просьбой – и вы удовлетворяете его просьбу, а мою просьбу отвергаете!» Шейх ответил ему: «Если ты войдёшь в халват, ты найдёшь такое удовольствие, что потеряешь всякий интерес к правлению, и тогда дела государства придут в упадок и Всевышний может наслать на нас наказание за это». Затем шейх дал некоторые советы по управлению государством, и султан ушёл. После взятия Константинополя султан попросил шейха показать могилу великого сподвижника Абу Аюб аль-Ансари. Этот известный сподвижник участвовал в первом походе на Константинополь и был похоронен под стенами города, но никто не знал точно, где его могила. «Я вижу вон в той местности свет. Быть может, его могила находится там», – сказал шейх и отправился в указанное место. Когда подошли к тому месту, шейх провёл некоторое время в молчании, затем сказал: «Я встретился с его душой, и он поздравил нас с победой и поблагодарил за то, что освободили его могилу». Султан попросил шейха показать какое-нибудь свидетельство того, что именно здесь похоронен великий сподвижник, дабы в сердца его подданных не вкралось сомнение. Поразмыслив недолго, шейх сказал: «Копайте вот здесь. На глубине двух локтей вы найдёте плитку с надписью на ней. Это та плитка, что стояла у его изголовья». И действительно – они нашли там плитку с именем Аба Аюба аль-Ансари. Затем султан приказал обустроить это место, чтобы люди могли посещать могилу. За восемь веков до описанных нами событий Посланник Аллаха (мир ему и благословение) предвещал: «Константинополь обязательно будет завоёван. Насколько же прекрасен их предводитель, насколько же прекрасно то войско». Именно шейху Ак Шамсудину было предопределено воспитать такого великого правителя, которого за много веков до его появления на свет похвалил сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение). Ак Шамсуддин известен не только как духовный наставник и учёный Шариата. Он являлся ещё и искусным лекарем. И так же, как Всевышний наделил его способностью исцелять души, стремящиеся к Аллаху, Он наделил его способностью исцелять тела людей. Он был столь искусным лекарем, что люди говорили, что растения обращаются к нему с речью, какое из них является лекарством от какой болезни. После себя шейх оставил трактаты в области религии и медицины на арабском и турецком языках. О его проницательности и познаниях как врача свидетельствует тот факт, что в одном из своих трудов по медицине за несколько столетий до изобретения микроскопа он описал микробы и утверждал, что именно они являются переносчиками многих болезней. После завоевания Константинополя шейх решил покинуть город. Султан уговаривал его остаться в Константинополе, который был уже переименован в Стамбул и стал столицей Османской империи. Но шейх отказался и покинул Стамбул. В 863 году по хиджре шейх Ак Шамсуддин покинул этот мир и был похоронен в местности Койнак в Турции.
islam.ru
Обладателем всех этих, а также многих достоинств являлся духовный наставник, учёный и лекарь Мухаммад бин Хамзат, более известный как Ак Шамсуддин. Он родился в Дамаске в 792 году по хиджре. К семи годам он выучил наизусть Коран. Молодые годы провёл в поисках знаний и посетил разные города. Вступил на путь суфиев и стал одним из самых известных учёных и суфиев своего времени. Султан Османской империи Мурад Второй доверил ему воспитание своего сына Мухаммада, который вскоре станет известен как Мухаммад аль-Фатих, то есть Мухаммад Завоеватель. Мухаммада аль-Фатиха, несомненно, можно включить в десяток самых выдающихся правителей исламского мира. Это была удивительная личность. Он владел несколькими языками, прекрасно разбирался в науках, писал стихи, был бесподобным организатором, политиком и полководцем. Вместе с тем он был очень богобоязненным и скромным человеком, сторонился всего запретного и вёл аскетичный образ жизни. Редко в каком правителе сочетаются все эти качества. Ключевая роль в воспитании этого великого правителя принадлежит шейху Ак Шамсуддину. С детских лет шейх прививал ему искренность, богобоязненность, любовь к знаниям и другие благородные качества. Именно он убедил Мухаммада аль-Фатиха, что ему предначертано исполнить пророчество о завоевании Константинополя. После того как Мухаммад аль-Фатих стал правителем, он начал готовиться к походу на Константинополь. Он отправил своего визиря Ахмад-Пашу посоветоваться с шейхом Ак Шамсуддином и попросить его принять участие в походе. Ак Шамсуддин согласился, обрадовал визиря скорой победой и сказал ему: «Если будет угодно Аллаху, Константинополь падёт в этом году». Ещё шейх сказал, что мусульмане войдут в город через такое-то место в такой-то день, – и назвал день и место, откуда они войдут в город. «Ты будешь стоять рядом с султаном, когда это произойдёт», – добавил он. Визирь поспешил обрадовать султана этой вестью. В 857 году по хиджре мусульмане предприняли поход на Константинополь. Более пятидесяти дней длилась осада, и, наконец, 20 числа месяца Джумадул Ула город пал. Во время осады бывали моменты, когда казалось, что невозможно завоевать город. Некоторые советники даже высказывали сомнения султану: «Вы направили огромные силы для осады города, следуя всего лишь мнению одного шейха (имеется в виду Ак Шамсуддин), – и теперь, потеряв столько людей и средств, мы не достигли ощутимых результатов, и нет никакой надежды на взятие города….». После этого разговора султан посылает своего советника к шейху, но ответ шейха неизменен: «…Нет сомнения, что город падёт». И султан ещё больше утвердился в решимости продолжать осаду. И вот настал день, о котором говорил шейх. Шла ожесточённая битва, проходило время, но ничто не предвещало обещанной победы. Тогда султан снова посылает визиря Ахмад-Пашу к шейху. Визирь подошёл к палатке шейха, но приближённые шейха сказали, что шейх велел никого не впускать. Ахмад-Паше всё же удалось заглянуть в палатку, и он увидел, как шейх, пав ниц, с мольбой обращается к Аллаху. Через некоторое время шейх поднялся и сказал: «Аллаху Акбар! Хвала Аллаху, который даровал нам победу над этим городом!» Визирь оглянулся и увидел, как мусульмане входят в город, и он поспешил присоединиться к ним. Когда он входил в город, оказалось, что он стоял рядом с султаном. Султан вспомнил слова шейха и сказал знаменитую фразу: «Моя радость не из-за того, что я завоевал этот город, а из-за того, что в наше время есть такой человек, как Ак Шамсуддин». На следующий день султан посетил шейха в его палатке. Он подошёл к шейху, поцеловал его руку и обратился к нему с просьбой, чтобы тот ввёл его в халват. «Халват» – это когда мюрид по поручению наставника уединяется на определённый срок и работает над очищением сердца от всего, кроме Аллаха. Но шейх отказал ему в этом. Султан настаивал, но шейх не внимал его просьбам. И тогда раздосадованный султан сказал: «Кто-то из турок приходит к вам с подобной просьбой – и вы удовлетворяете его просьбу, а мою просьбу отвергаете!» Шейх ответил ему: «Если ты войдёшь в халват, ты найдёшь такое удовольствие, что потеряешь всякий интерес к правлению, и тогда дела государства придут в упадок и Всевышний может наслать на нас наказание за это». Затем шейх дал некоторые советы по управлению государством, и султан ушёл. После взятия Константинополя султан попросил шейха показать могилу великого сподвижника Абу Аюб аль-Ансари. Этот известный сподвижник участвовал в первом походе на Константинополь и был похоронен под стенами города, но никто не знал точно, где его могила. «Я вижу вон в той местности свет. Быть может, его могила находится там», – сказал шейх и отправился в указанное место. Когда подошли к тому месту, шейх провёл некоторое время в молчании, затем сказал: «Я встретился с его душой, и он поздравил нас с победой и поблагодарил за то, что освободили его могилу». Султан попросил шейха показать какое-нибудь свидетельство того, что именно здесь похоронен великий сподвижник, дабы в сердца его подданных не вкралось сомнение. Поразмыслив недолго, шейх сказал: «Копайте вот здесь. На глубине двух локтей вы найдёте плитку с надписью на ней. Это та плитка, что стояла у его изголовья». И действительно – они нашли там плитку с именем Аба Аюба аль-Ансари. Затем султан приказал обустроить это место, чтобы люди могли посещать могилу. За восемь веков до описанных нами событий Посланник Аллаха (мир ему и благословение) предвещал: «Константинополь обязательно будет завоёван. Насколько же прекрасен их предводитель, насколько же прекрасно то войско». Именно шейху Ак Шамсудину было предопределено воспитать такого великого правителя, которого за много веков до его появления на свет похвалил сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение). Ак Шамсуддин известен не только как духовный наставник и учёный Шариата. Он являлся ещё и искусным лекарем. И так же, как Всевышний наделил его способностью исцелять души, стремящиеся к Аллаху, Он наделил его способностью исцелять тела людей. Он был столь искусным лекарем, что люди говорили, что растения обращаются к нему с речью, какое из них является лекарством от какой болезни. После себя шейх оставил трактаты в области религии и медицины на арабском и турецком языках. О его проницательности и познаниях как врача свидетельствует тот факт, что в одном из своих трудов по медицине за несколько столетий до изобретения микроскопа он описал микробы и утверждал, что именно они являются переносчиками многих болезней. После завоевания Константинополя шейх решил покинуть город. Султан уговаривал его остаться в Константинополе, который был уже переименован в Стамбул и стал столицей Османской империи. Но шейх отказался и покинул Стамбул. В 863 году по хиджре шейх Ак Шамсуддин покинул этот мир и был похоронен в местности Койнак в Турции.
islam.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий