"Аль-Каида в Ираке" - ИГИЛ - ИГ. Под всеми этими названиями скрывается региональный филиал "Аль-Каиды", организации арабских добровольцев-исламистов, прибывших в Афганистан для борьбы против советских войск, которые были введены в эту страну в конце 1979 года. Война велась под лозунгом "джихада", "священной войны против неверных", и "Аль-Каида" получила существенную поддержку от США и Пакистана.
После окончания афганской войны основатель и вождь "Аль-Каиды" Усама бен Ладен создал несколько дочерних группировок, одна из которых в 2003 г. в Ираке воевала на стороне суннитов, потерявших власть в результате американской интервенции. Первое ее название - "Аль-Каида в Двуречье" (т.е. в Ираке), второе - "Исламское государство в Ираке", третье - ИГИЛ, "Исламское государство в Ираке и Леванте".
Итак, первое поколение крайних исламистов-джихадистов убивало советских солдат в Афганистане, второе - американских солдат в Ираке, третье - солдат правительственных войск Сирии и Ирака. И при этом всегда эти боевики, приверженцы суннитского толка Ислама, убивали и бесчисленное количество шиитов - тоже мусульман, но "не тех". А лозунг все три десятилетия остается тот же: защита Ислама от неверных, освобождение исконных мусульманских земель ("от Андалузии до Бухары"), образование теократических исламских государств, искоренение всех светских начал в обществе.
Добиться решающих успехов в войне против американской оккупации группировка не смогла, и к 2010 году, казалось, сошла на нет. Но гражданская война в Сирии позволила джихадистам обрести второе дыхание. Антишиитская сторона их натуры нашла в Сирии свое полное выражение, поскольку во главе правящего в Дамаске режима находятся алавиты, маргинальная шиитская секта. Нынешний кризис начался, когда боевики ИГ (так стала называться организация, отбросив названия "Ирак" и "Левант"), вдоволь навоевавшись в Сирии как против режима Асада, так и против конкурентов из оппозиции, решили вернуться в Ирак, откуда они вышли тремя годами раньше. Лидер организации Абу Бакр аль-Багдади провозгласил создание Халифата, а себя объявил халифом Ибрагимом.
В Ираке "блицкригу" джихадистов благоприятствовало широкое возмущение суннитских масс политикой правительства, возглавлявшегося шиитом Нури аль-Малики. Ведь после свержения американцами в 2003 г. Саддама Хусейна вся социальная пирамида в стране перевернулась с ног на голову: выборы дали большинство шиитам (60 % населения). Американцы, сделавшие Малики главой правительства, советовали ему привлекать к власти суннитское меньшинство. Он же, напротив, удалил суннитов со всех значимых позиций в государстве. Тех суннитских боевиков, которые в 2008 г. согласились сотрудничать с властью и совместно бороться против "Аль-Каиды", отказались включить в армию. Малики потребовал и добился вывода американских войск (что было ошибкой, ведь морские пехотинцы не допустили бы сейчас суннитских боевиков в Мосул) и сделали такой крен в сторону Ирана, что это многократно усилило гнев суннитов.
Ворвавшись в Ирак в июне 2014 г., джихадисты захватили Мосул, второй по величине город Ирака, обратили в бегство иракскую армию, получили несметное количество американского оружия и военных материалов. Им помогали местные сунниты. Тупая антисуннитская линия Малики восстановила против власти суннитские племена как раз в той части страны, которая прилегает к Сирии. Это было лишь начало. Сейчас ИГ - это не группировка, а настоящее террористическое государство. Туда со всех концов мира Ислама нахлынули десятки тысяч людей из 80 стран мира, многие с семьями. Халифат уже захватил треть территории Ирака и четверть территории Сирии, контролирует важнейшие энергетические и водные ресурсы обеих стран.
После молниеносного взятия Мосула все стали гадать - куда двинутся джихадисты. Самой вероятной мишенью выглядел Багдад, к которому боевики ИГ быстро приблизились, но все получилось иначе. Десятки тысяч добровольцев - шиитов ринулись с юга на фронт - защищать не только столицу (в которой, кстати сказать, шиитов больше, чем суннитов: 4 миллиона из 6), но и священные для всех шиитов мира города Неджеф и Кербела, где похоронены Али и Хусейн, зять и внук Пророка Мухаммеда.
Багдад и вообще центральный Ирак оказались крепким орешком для боевиков ИГ, которые внезапно повернули в другую сторону и вторглись в регион Иракский Курдистан, фактически являющийся самостоятельным квазигосударственным образованием вот уже в течение двадцати лет. Перед этим исламисты на захваченной ими земле уничтожили все шиитские мечети и христианские храмы, монументы, даже гробницу библейского пророка Ионы, а христианам предъявили ультиматум: либо отречься от своей веры и принять Ислам, либо платить крупные налоги, либо ...их судьбу решит меч.
Затем отряды ИГ двинулись на автономный регион Иракский Курдистан, подошли к главному городу региона Эрбилю, и в этот момент президент Обама, всячески уклонявшийся от вмешательства, уже должен был сделать решающий шаг. Нельзя допустить, чтобы исламисты поработили курдов, единственных верных союзников Америки на всем Ближнем Востоке. Американская авиация нанесла удары по джихадистам и спасла Эрбиль. Вскоре стало ясно, что невозможно воевать против ИГ в Ираке, не сокрушив их базу и тыл в Сирии.
Откуда же взялся исламизм, чем он вообще отличается от ислама, за что люди взрывают сами себя, в чем притягательная сила идей, побуждающих мусульман убивать и умирать?
В третьей суре Корана Аллах, обращаясь к мусульманам, называет их "лучшей из общин, которые созданы для рода человеческого". Мусульмане привыкли считать себя особой общностью, как бы избранной частью человечества. И справедливость требует, чтобы мусульмане занимали в мире высшее, доминирующее место. А действительность показывает совершенно обратное: в мире властвуют, задают тон другие. Сила, мощь, влияние - не у исламского сообщества, а у Запада.
Вот это и порождает ощущение господствующей в мире несправедливости. Стремление покончить с унижением, возродить достоинство - это первая причина того возбуждения, той эмоциональной напряженности, фрустрации, того психологического дискомфорта, которые порождают экстремистские настроения в мире ислама. Фундаменталисты (по-арабски салафиты) утверждают, что первопричиной всех бед мусульманского мира был отход от истинного праведного Ислама, рабское копирование систем, созданных чуждыми цивилизациями и приведших к порче нравов, упадку традиционных ценностей, коррупции. Зазвучал лозунг "Братьев-мусульман" - "Ислам - вот решение". Имитация западных образцов жизни, вестернизация объявлены главным злом.
Разумеется, войны, интервенции и оккупация после обеих мировых войн, наконец возникновение Израиля, рассматриваемого большинством мусульман как порождение западных держав, удар в самое сердце исламского мира - все это в очень высокой степени способствовало радикализации мусульманского, в первую очередь арабского, общества. Но Враг Ислама, Большой Сатана - это не только завоеватель и угнетатель, но еще и великий соблазнитель. Зло Запада, по мнению фундаменталистов - в стремлении навязать мусульманскому обществу ("умме") свои тлетворные ценности; США, например, рассматриваются как очаг разврата, сексуальной распущенности, гомосексуализма, феминизма и т.д.
Эмансипация женщин для исламистов вообще недопустима, и в целом сама идея светского общества (его презрительно называют "цивилизация декольте") коренным образом противоречит основным установкам Ислама, воплощенным в шариате. Поэтому огромной опасностью считается возможность размывания исламских ценностей идеями и представителями Запада (кстати, совершенно несостоятельными являются мнения о том, что "голодный Восток просто завидует богатому Западу", или о "войне религий", Ислам, дескать, против христианства; исламисты считают западные страны вовсе не христианскими, а безбожными и растленными). Главный мотив исламистов - защита своей религии, своей идентичности, своих ценностей, которые "находятся под угрозой".
Фундаменталисты, перефразируя знаменитую марксистскую формулировку, объяснили мир, а задача в том, чтобы его переделать. И после идеологов на сцену выходят исламисты (или джихадисты), люди дела, борцы. Это звенья одной цепи: фундаментализм - политический радикализм - джихадизм - терроризм.
Исламисты, естественно, отвергают демократию как систему, несовместимую с шариатом. Законы издает Аллах, а не люди. Ни республика, ни монархия - только исламское государство, базирующееся на принципах шариата. Надо освободить страны Ислама (равно как и те, где мусульмане владычествовали когда-то, от Андалузии до Бухары) от влияния аморального Запада. Цель лидеров Халифата, суннитских предводителей - прийти к власти в ключевых мусульманских странах, в первую очередь, в Саудовской Аравии, Пакистане, Египте, сбросить существующие там нечестивые прозападные режимы (это "ближний враг", а "дальний" - прежде всего Америка). Как сказал четверть века тому назад создатель "Аль-Каиды" Усама бен Ладен, "мы покончили с одной сверхдержавой, сбросили советское знамя в мусорную яму, теперь возьмемся за другую". И взялись: акция 11 сентября 2001 г., разрушение "башен-близнецов" считается у исламистов вершиной героизма и самопожертвования ("истишхад").
Но с тех пор грандиозных операций не было, и, видимо, лидеры джихадистов - суннитов решили вернуться к искоренению "ближнего врага". А здесь им противостоят радикалы - шииты; но это уже - другая, особая тема. Беда в том, что радикальный исламизм - это не какая-то занесенная болезнь; он берет свои корни в некоторых основных, органических положениях Ислама, по-своему их интерпретирует, искажает, приспосабливает для нужд насилия, террора. Но точно так же, как человеку, не относящемуся к мусульманскому миру, трудно понять разницу между Исламом и исламизмом, большинству мусульман нелегко разобраться в том, где кончается великая религия и начинается человеконенавистническая идеология, способная формировать армию безжалостных и бесстрашных монстров.
После окончания афганской войны основатель и вождь "Аль-Каиды" Усама бен Ладен создал несколько дочерних группировок, одна из которых в 2003 г. в Ираке воевала на стороне суннитов, потерявших власть в результате американской интервенции. Первое ее название - "Аль-Каида в Двуречье" (т.е. в Ираке), второе - "Исламское государство в Ираке", третье - ИГИЛ, "Исламское государство в Ираке и Леванте".
Итак, первое поколение крайних исламистов-джихадистов убивало советских солдат в Афганистане, второе - американских солдат в Ираке, третье - солдат правительственных войск Сирии и Ирака. И при этом всегда эти боевики, приверженцы суннитского толка Ислама, убивали и бесчисленное количество шиитов - тоже мусульман, но "не тех". А лозунг все три десятилетия остается тот же: защита Ислама от неверных, освобождение исконных мусульманских земель ("от Андалузии до Бухары"), образование теократических исламских государств, искоренение всех светских начал в обществе.
Добиться решающих успехов в войне против американской оккупации группировка не смогла, и к 2010 году, казалось, сошла на нет. Но гражданская война в Сирии позволила джихадистам обрести второе дыхание. Антишиитская сторона их натуры нашла в Сирии свое полное выражение, поскольку во главе правящего в Дамаске режима находятся алавиты, маргинальная шиитская секта. Нынешний кризис начался, когда боевики ИГ (так стала называться организация, отбросив названия "Ирак" и "Левант"), вдоволь навоевавшись в Сирии как против режима Асада, так и против конкурентов из оппозиции, решили вернуться в Ирак, откуда они вышли тремя годами раньше. Лидер организации Абу Бакр аль-Багдади провозгласил создание Халифата, а себя объявил халифом Ибрагимом.
В Ираке "блицкригу" джихадистов благоприятствовало широкое возмущение суннитских масс политикой правительства, возглавлявшегося шиитом Нури аль-Малики. Ведь после свержения американцами в 2003 г. Саддама Хусейна вся социальная пирамида в стране перевернулась с ног на голову: выборы дали большинство шиитам (60 % населения). Американцы, сделавшие Малики главой правительства, советовали ему привлекать к власти суннитское меньшинство. Он же, напротив, удалил суннитов со всех значимых позиций в государстве. Тех суннитских боевиков, которые в 2008 г. согласились сотрудничать с властью и совместно бороться против "Аль-Каиды", отказались включить в армию. Малики потребовал и добился вывода американских войск (что было ошибкой, ведь морские пехотинцы не допустили бы сейчас суннитских боевиков в Мосул) и сделали такой крен в сторону Ирана, что это многократно усилило гнев суннитов.
Ворвавшись в Ирак в июне 2014 г., джихадисты захватили Мосул, второй по величине город Ирака, обратили в бегство иракскую армию, получили несметное количество американского оружия и военных материалов. Им помогали местные сунниты. Тупая антисуннитская линия Малики восстановила против власти суннитские племена как раз в той части страны, которая прилегает к Сирии. Это было лишь начало. Сейчас ИГ - это не группировка, а настоящее террористическое государство. Туда со всех концов мира Ислама нахлынули десятки тысяч людей из 80 стран мира, многие с семьями. Халифат уже захватил треть территории Ирака и четверть территории Сирии, контролирует важнейшие энергетические и водные ресурсы обеих стран.
Наконец, мощной базой благосостояния "государства душегубов" были огромные средства, передававшиеся ему религиозными фондами Саудовской Аравии (но не саудовской властью, как ошибочно считают некоторые; династия понимает, что наследники Бен Ладена - ее смертельные враги). В руках "халифатистов" энергопроизводящие мощности на Тигре и Евфрате. Но главное - это нефть, от продажи которой ИГ зарабатывает до 2 миллионов долларов в день. Исламисты по демпинговым ценам продают ее не только Турции и Иордании, но даже своему врагу - сирийскому режиму Башара Асада. (Кстати, в Сирии многие уверены, что Асад втайне поощрял джихадистов, считая их своими объективными союзниками в борьбе против "Свободной сирийской армии" и других сил умеренной прозападной оппозиции. Если это так, то тактически Асад выиграл, так как "умеренные" не получают от Запада серьезного оружия именно из-за опасений, что оно попадет в руки исламистов. Стратегически же он проиграет, ИГ доберется и до него).
После молниеносного взятия Мосула все стали гадать - куда двинутся джихадисты. Самой вероятной мишенью выглядел Багдад, к которому боевики ИГ быстро приблизились, но все получилось иначе. Десятки тысяч добровольцев - шиитов ринулись с юга на фронт - защищать не только столицу (в которой, кстати сказать, шиитов больше, чем суннитов: 4 миллиона из 6), но и священные для всех шиитов мира города Неджеф и Кербела, где похоронены Али и Хусейн, зять и внук Пророка Мухаммеда.
Багдад и вообще центральный Ирак оказались крепким орешком для боевиков ИГ, которые внезапно повернули в другую сторону и вторглись в регион Иракский Курдистан, фактически являющийся самостоятельным квазигосударственным образованием вот уже в течение двадцати лет. Перед этим исламисты на захваченной ими земле уничтожили все шиитские мечети и христианские храмы, монументы, даже гробницу библейского пророка Ионы, а христианам предъявили ультиматум: либо отречься от своей веры и принять Ислам, либо платить крупные налоги, либо ...их судьбу решит меч.
Затем отряды ИГ двинулись на автономный регион Иракский Курдистан, подошли к главному городу региона Эрбилю, и в этот момент президент Обама, всячески уклонявшийся от вмешательства, уже должен был сделать решающий шаг. Нельзя допустить, чтобы исламисты поработили курдов, единственных верных союзников Америки на всем Ближнем Востоке. Американская авиация нанесла удары по джихадистам и спасла Эрбиль. Вскоре стало ясно, что невозможно воевать против ИГ в Ираке, не сокрушив их базу и тыл в Сирии.
Откуда же взялся исламизм, чем он вообще отличается от ислама, за что люди взрывают сами себя, в чем притягательная сила идей, побуждающих мусульман убивать и умирать?
Факт остается фактом: наиболее безжалостные, массовые акты террора в нашу эпоху совершаются людьми, называющими себя мусульманами. Несерьезно отмахиваться от этого при помощи рассуждений, к которым прибегают некоторые российские служители Ислама, типа: "Террористы - это не мусульмане, Ислам запрещает террор". Почему же, однако, террористы выходят главным образом из среды приверженцев именно Ислама, а не любой другой религии? Гипотеза о том, что главная причина - нищета, и террористами становятся обездоленные, голодающие юноши, не нашла себе подтверждения точно так же, как и надежда на то, что экономическое развитие, рост благосостояния ведут к уменьшению радикализма.
В третьей суре Корана Аллах, обращаясь к мусульманам, называет их "лучшей из общин, которые созданы для рода человеческого". Мусульмане привыкли считать себя особой общностью, как бы избранной частью человечества. И справедливость требует, чтобы мусульмане занимали в мире высшее, доминирующее место. А действительность показывает совершенно обратное: в мире властвуют, задают тон другие. Сила, мощь, влияние - не у исламского сообщества, а у Запада.
Вот это и порождает ощущение господствующей в мире несправедливости. Стремление покончить с унижением, возродить достоинство - это первая причина того возбуждения, той эмоциональной напряженности, фрустрации, того психологического дискомфорта, которые порождают экстремистские настроения в мире ислама. Фундаменталисты (по-арабски салафиты) утверждают, что первопричиной всех бед мусульманского мира был отход от истинного праведного Ислама, рабское копирование систем, созданных чуждыми цивилизациями и приведших к порче нравов, упадку традиционных ценностей, коррупции. Зазвучал лозунг "Братьев-мусульман" - "Ислам - вот решение". Имитация западных образцов жизни, вестернизация объявлены главным злом.
Разумеется, войны, интервенции и оккупация после обеих мировых войн, наконец возникновение Израиля, рассматриваемого большинством мусульман как порождение западных держав, удар в самое сердце исламского мира - все это в очень высокой степени способствовало радикализации мусульманского, в первую очередь арабского, общества. Но Враг Ислама, Большой Сатана - это не только завоеватель и угнетатель, но еще и великий соблазнитель. Зло Запада, по мнению фундаменталистов - в стремлении навязать мусульманскому обществу ("умме") свои тлетворные ценности; США, например, рассматриваются как очаг разврата, сексуальной распущенности, гомосексуализма, феминизма и т.д.
Эмансипация женщин для исламистов вообще недопустима, и в целом сама идея светского общества (его презрительно называют "цивилизация декольте") коренным образом противоречит основным установкам Ислама, воплощенным в шариате. Поэтому огромной опасностью считается возможность размывания исламских ценностей идеями и представителями Запада (кстати, совершенно несостоятельными являются мнения о том, что "голодный Восток просто завидует богатому Западу", или о "войне религий", Ислам, дескать, против христианства; исламисты считают западные страны вовсе не христианскими, а безбожными и растленными). Главный мотив исламистов - защита своей религии, своей идентичности, своих ценностей, которые "находятся под угрозой".
Фундаменталисты, перефразируя знаменитую марксистскую формулировку, объяснили мир, а задача в том, чтобы его переделать. И после идеологов на сцену выходят исламисты (или джихадисты), люди дела, борцы. Это звенья одной цепи: фундаментализм - политический радикализм - джихадизм - терроризм.
Данная цепь может прерваться после первого же звена, но может и продолжиться вплоть до "Аль-Каиды" и "Исламского государства".
Исламисты, естественно, отвергают демократию как систему, несовместимую с шариатом. Законы издает Аллах, а не люди. Ни республика, ни монархия - только исламское государство, базирующееся на принципах шариата. Надо освободить страны Ислама (равно как и те, где мусульмане владычествовали когда-то, от Андалузии до Бухары) от влияния аморального Запада. Цель лидеров Халифата, суннитских предводителей - прийти к власти в ключевых мусульманских странах, в первую очередь, в Саудовской Аравии, Пакистане, Египте, сбросить существующие там нечестивые прозападные режимы (это "ближний враг", а "дальний" - прежде всего Америка). Как сказал четверть века тому назад создатель "Аль-Каиды" Усама бен Ладен, "мы покончили с одной сверхдержавой, сбросили советское знамя в мусорную яму, теперь возьмемся за другую". И взялись: акция 11 сентября 2001 г., разрушение "башен-близнецов" считается у исламистов вершиной героизма и самопожертвования ("истишхад").
Но с тех пор грандиозных операций не было, и, видимо, лидеры джихадистов - суннитов решили вернуться к искоренению "ближнего врага". А здесь им противостоят радикалы - шииты; но это уже - другая, особая тема. Беда в том, что радикальный исламизм - это не какая-то занесенная болезнь; он берет свои корни в некоторых основных, органических положениях Ислама, по-своему их интерпретирует, искажает, приспосабливает для нужд насилия, террора. Но точно так же, как человеку, не относящемуся к мусульманскому миру, трудно понять разницу между Исламом и исламизмом, большинству мусульман нелегко разобраться в том, где кончается великая религия и начинается человеконенавистническая идеология, способная формировать армию безжалостных и бесстрашных монстров.
Мирский Георгий,
профессор ИМЭМО РАН
(тезисы доклада на заседании Ученого совета ИМЭМО РАН, 15.10.2014 г.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий