Реформа образования
Написать эту статью меня подвигло униженное состояние наших
учителей, к коим я сегодня себя причисляю. Мы постоянно слышим о реформе
образования, нам постоянно говорят, как необходимо усилить эффективность
обучения. Однако за двадцать лет наблюдения за процессом реформирования я
наблюдаю не только регресс системы, но самое главное ухудшение знаний у
учеников школ. Да на этом фоне сегодня дети заняты в различных мероприятиях,
которые по разному ранжируют их успехи, но эти успехи учеников достигнуты не за
счет школьной программы, а за счет энтузиазма учителя и родителей школьника. Я
хотел начать свою статью с того, что себя я позиционирую как консерватора, при
этом я верующий мусульман. Поэтому каждое свой тезис я буду выстраивать исходя
из своих убеждений.
Начнем с того, какова сегодня цель обучения. Она размыта
настолько, что никто вплоть до министра образования не может внятно сказать что
должен знать сегодня выпускник школы. Если берем закон об образовании то там
постулирует так называемый компетентностный подход. Компетентность вот к чему
мы должны стремиться. Давайте разберёмся с терминами. Что такое компетентность
и приемлемо ли сегодня нам об этом говорить. Словарь говорит о том, что
компетентность это наличие знаний и опыта в определенной области. Раньше
советская педагогика ориентировалась на приобретение специальности учеником и
это было оправдано советской экономикой. Современная экономика якобы требует от
нас более широких навыков, так называемых компетенций. Термин говорит сам за
себя он размыт и создает неопределённость для работы педагога. Педагог не может
сосредоточиться на знаниях, потому что при широком спектре компетенций, знания
не играют особой роли, здесь в большей степени должны играть роль умения. Но
парадокс заключается в том, что умения не могут быть сформированы без знаний.
Только знания могут сформировать то или иное умение, умение не может
самопроизвольно формироваться. Поэтому ошибочно думать что мы сможем минуя
знания добиться каких либо результатов. Это один из аспектов образования,
который напрямую касается и религиозного образования, которое по большей части
не может быть компетентностным. Потому что религиозные знания сами по себе
также не смогут сформировать какие либо навыки без участия например учителя. В теории
получается что мы должны вернуться к специалитету, и компетентностный подход
формировать только на стадии вузовского или послевузовского образования.
Современная экономика не может также развиваться без знаний. Но об этом мы
поговорим далее.
Наиль Гариф, кандидат исторических наук
Комментариев нет:
Отправить комментарий