О мечети Кул Шариф
В социальных сетях я на днях обратился к
читателям по поводу того, что сегодня в мечети «Кул Шариф» - мечети №1 нашей
республики во время намаза туристы могут спокойно находится во время чтения
намаза на смотровых балконах и фотографировать. Заметка вызвала неоднозначную
реакцию. Часть читателей считают, что нет ничего зазорного, когда за тобой
наблюдают во время твоей молитвы. Это положительно скажется, по их мнению, на
имидж нашей религии Ислама и самих мусульман, которых нередко связывают с
религиозным терроризмом. Я написал свою заметку, потому как ощутил себя в
какой-то мере экспонатом музея. Я вспомнил фильм «Данди по прозвищу крокодил»,
где Мик Дж. Данди, который жил в местности Уолк-эбаут-Крик (Северная
территория, Австралия) под прозвищем «Крокодил» зарабатывал, показывая вместе с
местными аборигенами охоту на крокодилов. Когда нет другой работы, подобный промысел
вполне допустим и не вызывает ничего кроме улыбки. Другое дело, когда на показ
выставляют религиозность людей. Если это люди делают добровольно, то это на их
совести. А вот когда их принуждают к этому, то это, по крайней мере, не этично.
Поэтому я решил написать статью по этому поводу. Я хотел бы указать некоторым
людям на религиозную составляющую данного вопроса. С точки зрения шариата в
данном случае я опираюсь на ханафитский фикх мечеть преимущественно могут
посещать в основном мужчины. Женщинам посещать мечеть можно, но это является не
поощряемым занятием, особенно молодым девушкам и незамужним. Об этом сказано в
работе «Гибадат исламия» известного татарского ученого начала 20 века Ахмадхади
Максуди. Связано ограничение не только с этическими соображениями, но и с
физиологическими особенностями женщин. Как известно в особые дни женщинам
запрещено читать намаз и прикасаться к Священному для мусульман Корану,
соответственно в эти дни запрещено посещать мечеть. Когда мы позволяем
немусульманам посещать наши мечети, мы не соблюдаем, прежде всего, собственные
законы и тем самым проявляем неуважение к мечети как месту поклонения. Это
касается не только туристов, но и работников мечети. Как известно в мечетях
сегодня работает много женщин, которые выполняют различные функции. Другой
аспект это торговля в стенах мечети, использование мечети не для прямого
назначения, что не одобряется опять-таки с точки зрения Шариата. О запрете
торговли в мечети существует хадис нашего Пророка мир ему и благословение
Всевышнего Аллаха в котором говорится что: Пророк, мир ему и благословение
Аллаха, сказал: «Если вы увидите, что кто-то продает или покупает в мечети, то
скажите ему: «Пусть Аллах не даст тебе прибыли в твоей торговле». Таким
образом, с точки зрения Шариата мы не можем и, не имеем право превращать мечеть
в торговую точку для привлечения туристов. И неважно чем торговать, важно, что
мечеть это место поклонения Всевышнему Аллаху и это ее главное предназначение.
А для создания положительного имиджа Исламу в принципе ничего не нужно. Быть
мусульманином не так-то легко. Во многом нужно себя ограничивать. Поэтому в
Коране и сказано что не каждому будет милостив Всевышний Аллах, некоторым будут
запечатаны сердца и у них не будет возможности обрести эту милость.
Аспект вопроса с туристами и нашим отношением к главной
мечети нашего народа лежит не только в области права, но и в области истории и
национального самосознания. Начну с исторического экскурса. Мечеть Кул Шариф
построена в память великого шейха сейида Кул Шарифа, который погиб защищая
город во время штурма Казани войсками Ивана IV в 1552 году 12 октября. Сейид
Кул Шариф со своими
шакирдами оборонял мечеть и погиб в ней. Кул Шариф был сейидом, то есть
потомком Пророка Мухаммада мир ему и благословение Всевышнего Аллаха. Он, был
духовным лидером Казанского ханства, главой суфийского братства Ясавия в
Казанском ханстве. Об этом много сказано в русскоязычном источнике Казанском
летописце, в котором подробно описано завоевание Казани и Казанского ханства. В
связи с чем хотелось бы отметить, что в мечети Кул Шариф, совершенно нет
экспозиции, посвященной этому выдающемуся историческому деятелю. Кроме названия
мечети и его псевдопортрета мы о нем в этой мечети ничего не узнаем. Также в этом
исламском музее, расположенном в этой мечети ничего не узнаем и о Казанском
ханстве, и исторических деятелях в этот период. Что же рассказывают нам в музее
ислама этой мечети? А рассказывают нам просто об исламе, о том какой он ислам
вообще. Возможно, это необходимо знать неверующим людям. Но имеет ли смысл
проводить экскурсию по школьной программе. Эти знания вполне доступны и в
интернете. А вот чего нам действительно не хватает и особенно для нашей
молодежи, так знание культуры собственного народа. Для нашего народа, который
был колонизирован в 1552 году, необходимо знать собственную историю в первую очередь.
Почему? Объясняю. Сегодня часть татарского национального движения обеспокоена
концепцией развития татарского народа. Вокруг неё возникла нешуточная полемика, в неё включился и председатель ДУМ РТ
Камиль Самигуллин, который обеспокоился недостатком в концепции исламского или
религиозного фактора. В принципе он прав. Более того исламский фактор должен
быть ключевым в новой концепции развития татар. Почему? Очень просто. Татарская
культура, которая формировалась в течение тысячи лет, в основном пронизана
мусульманской идеологией. Буквально все: начиная от фольклора заканчивая
бытовой культурой. Об этом писал Валиулла Якупов, который не раз обращался к
татарской интеллигенции с призывом о прекращении связывать татарскую культуру с
язычеством. Многие так называемые языческие культы на самом деле таковыми не являются,
и они связаны с другой не менее важной мусульманской составляющей суфизмом.
Поэтому мы должны, прежде всего, концептуально разобраться с нашим историческим
прошлым. Мы народ, который, прежде всего, распространял знания о религии Ислама
и в этом наша историческая миссия и на этом мы должны строить нашу идеологию.
Возвращаясь к вопросу о мечети, мне хотелось также затронуть и такой
аспект как практики зиярата (поминовения усопших) погибших защитников
города. В своё время до революции татары
специально приходили к стенам кремля для поминовения. Их не пускали за стены
кремля. Они сидели вдоль стен и читали Священный Коран и поминали усопших на
этой территории мусульман. В памяти народа история захвата города сохранилась
фрагментарно. Мечети и медресе были полностью сожжены и разгромлены. Не
осталось прямых письменных свидетельств. Все исторические эпизоды народ восстанавливал
по памяти. В те годы много появилось разных легенд и мифов. Поэтому зародился
миф о Сююмбике которая спрыгнула с башни. Просто народ помнил где находилась
ханская мечеть и понимая что башня поставлена на фундаменте мечети связали с
минаретом. В конце концов появилась легенда. Хотя, как известно Сююмбика
похоронена в Касимове, столице Касимовского ханства, где провела остаток своей
жизни. Кстати в самом Касимове есть, только, предположительная могила ханбики
Сююмбике. Тем не менее, народ настолько героизировал своих защитников, он не
хотел соглашаться, что кто-то мог выжить в этом страшном противостоянии. Но выжившие были,
и они составили большинство жителей старо-татарской слободы. Они стали тем народом,
который не забывал о своих исторических корнях, и продолжал бороться за свою
родину и веру.
Обращаясь к религии, мы должны помнить, что для народа многие
символы имеют сакральное значение. Если для православных имеет значение
«Казанская икона», то для мусульман мечеть Кул Шариф это место нашей памяти и
нашего возрождения. Поэтому татары должны оберегать именно эту мечеть и
наполнять её своим присутствием и своими молитвами в первую очередь. И создать именно в
этом месте не музей ислама, а музей Кул Шарифа, музей ислама в Казанском ханстве это
первоочередная наиважнейшая
задача. Мы должны начать уважать себя, свою культуру, свою историю, свой народ
и свой язык. Это милость и дар нам Всевышнего Аллаха. Мы не выбирали свою
нацию. А пока часть нашей татарской молодежи находится под влиянием псевдосалафитов,
под влиянием заграничных ересиерархов и тем самым пренебрегают своей историей и
не признают своих предков мусульманами. А это ведет только к одному, души наших
предков не будут нами довольны, а значит и Всевышний Аллах не будет к нам милостив.
Родину не выбирают. Родину и нацию дает нам Всевышний Аллах как аманат
(милость) и эту милость мы с вами должны беречь.
Гарипов Наиль Камилевич, кандидат исторических наук, председатель Центра исламской культуры “Иман”
garifnk@gmail.com
опубликовано в газете "Звезда Поволжья" 4-10 апреля 2019.
и на сайте Реальное время
Комментариев нет:
Отправить комментарий