В целом расхождение между Исламскими календарями можно объяснить двумя главными факторами:
1. отсутствие общего критерия для определения первой видимости;
2. использование различных критериев видимости (или методов вычисления).
Разница в географическом положении и в погодных условиях также объясняет расхождения в определениях начала лунных месяцев.
Перечислим лишь некоторые принципы определения начала месяца, принятые в различных странах Ислама:
1. Если новолуние наступает перед полуночью, следующий день будет первым днем месяца.
2. Если новолуние наступает до захода Солнца, следующий день будет первым днем месяца (сутки в Исламе начинаются от захода Солнца, а не от полуночи).
3. В некоторых странах приняты специфические критерии, такие как возраст Луны, высота над горизонтом, интервал между заходами Солнца и Луны, разность азимутов точек их заходов, и т.п., и если принятые требования выполняются при заходе Солнца, то следующий день будет первым днем месяца.
4. В некоторых странах опираются на наблюдения очевидцев, как в древности (в этих старанах небо редко закрыто облаками; при этом существует проблема ложных наблюдейний, когда свидетели видят то, чего видеть нельзя).
5. В некоторых странах принято действительное наблюдение молодого месяца, опирающееся на астрономические вычисления (это позволяет справляться с проблемой ложных наблюдений).
6. Существует много других подходов. В некоторых странах приняты календари с определенным числом дней в определенных месяцах (чередуются месяцы длиной 29 и 30 дней). Наконец существуют страны, где по сей день отсутствует определенная календарная политика.
В качестве примера рассмотрим правила, принятые в Саудовской Аравии. собственно, правило одно, и довольно простое: "Если возраст Луны при заходе Солнца 12 часов или более после новолуния, тогда предыдущий день является первым днем месяца, ибо день в Исламе начинается с захода Солнца, и ночь предшествует дневному свету". В связи с этим правилом давайте рассмотрим пример. В 1998 году декабрьское новолуние наступило 19 числа в 01:43 по времени Эр-Рияда. Вечером этого дня при заходе Солнца (в Эр-Рияде солце зашло в 17:09) возраст Луны составлял 15 часов 26 минут, т.е. больше 12 часов. В результате первый день Рамазана пришелся в Саудовской Аравии на 19 декабря, несмотря на то, что в его начале (т.е. при заходе Солнца 18 декабря) даже еще не наступило новолуние, и Луна зашла раньше Солнца! Это, по-видимому, плохо согласуется с Хадисами, поскольку месяц можно было наблюдать лишь по истечении второго дня Рамазана.
...
Особенности местоположения Татарстана таковы. Во-первых, географическая широта Казани и других пунктов Татарстана довольно высока. Если опираться на местные наблюдения, то мы, как правило, будем отставать в наших праздниках на сутки (а то и двое суток) от мусульманских стран, расположенных в низких широтах. Во-вторых, в наших краях плохой "астрономический климат", т.е. небо закрыто облаками значительную часть года, что не позволяет делать наблюдения достаточно регулярно.
И.Ю. Белов. Когда начнется Рамазан, или об определении начала лунного месяца.//Мусульманский календарь и астрономия./Под редакцией Я.М.Якупова. - Казань: Иман, 1999 - С. 9 - 10
И.Ю. Белов - старший преподаватель КФУ, Кафедра астрономии и космической геодезии, кандидат технических наук.
1. отсутствие общего критерия для определения первой видимости;
2. использование различных критериев видимости (или методов вычисления).
Разница в географическом положении и в погодных условиях также объясняет расхождения в определениях начала лунных месяцев.
Перечислим лишь некоторые принципы определения начала месяца, принятые в различных странах Ислама:
1. Если новолуние наступает перед полуночью, следующий день будет первым днем месяца.
2. Если новолуние наступает до захода Солнца, следующий день будет первым днем месяца (сутки в Исламе начинаются от захода Солнца, а не от полуночи).
3. В некоторых странах приняты специфические критерии, такие как возраст Луны, высота над горизонтом, интервал между заходами Солнца и Луны, разность азимутов точек их заходов, и т.п., и если принятые требования выполняются при заходе Солнца, то следующий день будет первым днем месяца.
4. В некоторых странах опираются на наблюдения очевидцев, как в древности (в этих старанах небо редко закрыто облаками; при этом существует проблема ложных наблюдейний, когда свидетели видят то, чего видеть нельзя).
5. В некоторых странах принято действительное наблюдение молодого месяца, опирающееся на астрономические вычисления (это позволяет справляться с проблемой ложных наблюдений).
6. Существует много других подходов. В некоторых странах приняты календари с определенным числом дней в определенных месяцах (чередуются месяцы длиной 29 и 30 дней). Наконец существуют страны, где по сей день отсутствует определенная календарная политика.
В качестве примера рассмотрим правила, принятые в Саудовской Аравии. собственно, правило одно, и довольно простое: "Если возраст Луны при заходе Солнца 12 часов или более после новолуния, тогда предыдущий день является первым днем месяца, ибо день в Исламе начинается с захода Солнца, и ночь предшествует дневному свету". В связи с этим правилом давайте рассмотрим пример. В 1998 году декабрьское новолуние наступило 19 числа в 01:43 по времени Эр-Рияда. Вечером этого дня при заходе Солнца (в Эр-Рияде солце зашло в 17:09) возраст Луны составлял 15 часов 26 минут, т.е. больше 12 часов. В результате первый день Рамазана пришелся в Саудовской Аравии на 19 декабря, несмотря на то, что в его начале (т.е. при заходе Солнца 18 декабря) даже еще не наступило новолуние, и Луна зашла раньше Солнца! Это, по-видимому, плохо согласуется с Хадисами, поскольку месяц можно было наблюдать лишь по истечении второго дня Рамазана.
...
Особенности местоположения Татарстана таковы. Во-первых, географическая широта Казани и других пунктов Татарстана довольно высока. Если опираться на местные наблюдения, то мы, как правило, будем отставать в наших праздниках на сутки (а то и двое суток) от мусульманских стран, расположенных в низких широтах. Во-вторых, в наших краях плохой "астрономический климат", т.е. небо закрыто облаками значительную часть года, что не позволяет делать наблюдения достаточно регулярно.
И.Ю. Белов. Когда начнется Рамазан, или об определении начала лунного месяца.//Мусульманский календарь и астрономия./Под редакцией Я.М.Якупова. - Казань: Иман, 1999 - С. 9 - 10
И.Ю. Белов - старший преподаватель КФУ, Кафедра астрономии и космической геодезии, кандидат технических наук.
Комментариев нет:
Отправить комментарий