вторник, 16 июля 2019 г.

Наиль Гариф о первой мечети Бишбалты


Мечеть Первая соборная Адмиралтейской слободы

До революции эта мечеть называлась тринадцатой соборной мечетью города Казани. Также называлось Юнусовской. Построена на средства купца Юнусова в 1805 году на улице Большой в Адмиралтейской слободе. Мечеть была деревянная. 
Первая зарегистрированная государством махалля в Адмиралтейской слободе (Биш-Балте) возникла, по официальным сведениям, в начале XIX века. Ряд ведомостей о магометанских приходах Казани временем создания мусульманской общины и строительства первой слободской деревянной мечети называют 1803 год.
Ш. Марджани в своей книге «Мустафаделахбар» приводит данные о том, что мечеть в Биш-Балте была построена в 1805 году на средства казанского купца Юсуфа Муртазина по прозвищу «Шатун» (казанский 2-й гильдии купец Ю.М. Шатунов). Мечеть неоднократно ремонтировалась и перестраивалась, в том числе и с помощью казанского 1-й гильдии купца Ибрагима Губайдулловича Юнусова. Некоторые источники датой строительства называют 1835 год, хотя, на наш взгляд, в это время она, скорее всего, просто подвергалась капитальному ремонту или реконструкции.
Одним из первых священнослужителей слободской мечети был мулла Абдулсалям, которого 27 октября 1843 года сменил сын, казанский мещанин Хуснутдин Абдулсалямов. Прослужив в приходе 25 лет, он все же не сумел стать духовным руководителем прихожан. Более того, из-за своего жесткого характера и допущенных проступков по службе X. Абдулсалямов подвергся обструкции со стороны не только общины, но и казанских властей. В середине 1860-х годов по жалобе его жены Бибигайши Зямалы Хуснутдиновой проводилось дознание по делу о жестоком обращении. В ходе разбирательства Абдулсалямов умудрился оскорбить полицейского пристава 5-й части Весновского. В итоге по приговору Казанского уездного суда, вынесенному в августе 1867 года и подтвержденному решением Уголовной палаты в 1868 году, он был заключен в смирительный дом на 4 месяца. Мулле не помогли ссылки на собственную добросовестность и исполнительность, а также на то, что в апреле 1857 года в «Казанских губернских ведомостях» ему была выражена признательность начальства «за исполнение поручений по должности переводчика и увещателя при производстве дел о татарах».
В ходе следствия выяснилось, что мулла незаконно сочетал сам себя браком с несовершеннолетней Бибигайшой. Все это переполнило чашу терпения прихожан, и они в январе 1869 года обратились в Оренбургское магометанское духовное собрание с просьбой об удалении Абдулсалямова от должности. Новым муллой они предложили избрать крестьянина деревни Казыево Ключищинской волости Тетюшского уезда (ныне Камско-Устьинский район Республики Татарстан) Билялетдина Габитова (20.05.1841 — не позднее 1920). Однако этот приговор, как и последующие, был положен до поры до времени под сукно.
Целых 5 лет длилось противостояние священнослужителя и махалли. И все же многочисленные жалобы прихожан на своего муллу заставили Казанское губернское правление в феврале 1874 года предложить Оренбургскому магометанскому духовному собранию удалить Абдулсалямова с должности как человека, опороченного уже судом и находящегося под следствием по делу о бракосочетании с несовершеннолетней. Духовное собрание согласилось с решением правления, и 26 апреля 1874 года бывшему мулле было объявлено о его отстранении от выполнения обязанностей имама-хатипа бишбалтинской мечети.
Абдулсалямов попытался обжаловать решение губернских властей в Правительствующем Сенате, но ему не удалось добиться пересмотра дела. К тому же он не смог подать апелляцию в определенный законодательством месячный срок. Около двух лет он предпринимал попытки вернуть себе духовное звание, но в 1876 году его дело было оставлено без удовлетворения. В 1878 году он вновь пытается определиться в приход, но выборные от прихожан, подав прошение на имя казанского губернатора, просили оградить их от настойчивости бывшего муллы. 4 апреля 1878 года губернское правление предписало казанскому полицмейстеру наблюдение за действиями Х. Абдулсалямова «как беспокоящего приход своими происками». Даже по прошествии 10 лет с момента увольнения он пытался уговорить своих бывших прихожан назначить его хотя бы вторым муллой. В июне 1884 года такое прошение от имени поверенных даже поступает в губернское правление, но оно по-прежнему непреклонно. Через год Правительствующий Сенат жалобу Абдулсалямова вновь оставляет без последствий. Неугомонный правоборец в 1888 году начинает все сначала, пока в 1889-м из Сената не приходит окончательный отказ в определении на должность имама.
Новым муллой по желанию прихожан стал Билялетдин Габитов, получивший образование в Айтугановском медресе при 4-й соборной мечети. Указ об определении его имамом датирован 4 мая 1874 года.
1 декабря 1892 года прихожане составили прошение о назначении в помощь ему вторым муллой крестьянина Костромской губернии и уезда, уроженца Костромской подгорной татарской слободы Шарафутдина Хисамутдиновича Абызова (21.11.1859 — 8.04.1911). Он получил религиозное образование в Казани и к моменту избрания состоял преподавателем мусульманского вероучения при Уфимской мужской гимназии. Казанское губернское правление утвердило его в должности имама 22 мая 1893 года. Ум и знания Абызова способствовали быстрому росту его авторитета в среде казанских и уфимских священнослужителей. Шарафутдин хазрет принимал активное участие в общественной жизни мусульман губернского центра. Он был сторонником разумных реформ в образовательной сфере, много и энергично трудился в правлении Общества пособия бедным мусульманам. Профессионализм и добропорядочность имама по достоинству оценили государственные ведомства. Так, в 1902 году Оренбургское магометанское духовное собрание обратилось с рапортом в Казанское губернское правление, в котором ходатайствовало об утверждении Абызова ахуном, и 22 мая 1902 года он был возведен в это почетное звание. Одновременно было подтверждено, что он является первым мулло — хатыпом слободской мечети. Однако в возрасте 52 лет Шарафутдин Абызов скоропостижно скончался, и приход вновь вынужден был возглавить Б. Габитов.
В апреле 1912 года прихожане приняли решение, которым в помощь престарелому отцу вторым муллой был избран его сын Исмагил Билялетдинович Габитов (род. 8 августа 1891 г.). Он получил образование в Айтугановском медресе у мударриса Ибрагима Закировича Халитова, завершив курс обучения в 1910 году. Исмагил Габитов был яркой личностью, представителем нового поколения религиозных деятелей, человеком передовых взглядов, сторонником реформирования системы национального просвещения. Он считался единомышленником многих представителей татарской демократической интеллигенции.
Часть прихожан, недовольная этим выбором, направила анонимное письмо казанскому губернатору. В нем, в частности, говорилось о том, что большая часть домовладельцев прихода считают решение общества неверным, так как подписи под ним поставили лишь «квартиранты», а главное — личность нового муллы вызывала у них сомнения в благонадежности, так как «он среди нас не жил два года, учился в Бухаре, потом два года в Турции. В последней учился Хаджийским паспортом. Как только он приехал из Турции, отец его со своим угрозом заставляет нас избрать сына муллой, которого мы не желаем… Просим Ваше превосходительство избавить нас от такого негодяя». Однако канцелярия губернатора не нашла препятствий к определению Габитова. Его назначению помешал лишь возраст претендента, не достигший к моменту подачи ходатайства узаконенных 22 лет. Лишь 19 января 1914 года Казанское губернское правление выдало И. Габитову соответствующий указ на утверждение в должности имама. В 1916 году он и его отец получали жалованье по 300 рублей в год. Приходским муэдзином долгое время служил Ибрагим Шагимарданович Сейфуллин (умер в декабре 1873 г.). С 12 апреля 1874 года на вакантную должность поступил крестьянин д. Сатмыш Свияжского уезда Казанской губернии Юсуп Абдулзямилов (род. 13 октября 1847 г.). Он обладал правом исполнять должность имама в отсутствие остальных священнослужителей. В 1906 году Юсуп азанчей скончался, и должность муэдзина занял Шакир Мирхайдаров (род. 6 ноября 1873 г.) — крестьянин д. Мусеевки Ставропольского уезда Самарской губернии, учившийся в Апанаевском медресе Казани и получивший соответствующий указ 10 июля 1907 года. После возникновения второго прихода к 1916 году в махалле насчитывалось 540 мужчин и 520 женщин, проживавших в 77 дворах.
Община первой соборной мечети вплоть до конца 30-х годов XX столетия оставалась единственной официально существующей махаллей в Заречье. В 1926—1936 годах имам-хатибом здесь был уроженец д. Абызово Тетюшского уезда (ныне Камско-Устьинский район Республики Татарстан) Саидбаттал Кагиров (род. в 1862 г.). В 1938 году он добровольно отказался от исполнения своих обязанностей, и новым муллой мечети стал крестьянин д. Большие Буртасы Камско-Устьинского района Татарстана Кашшаф Сафиуллин (род. в 1871 г.). В конце 1920-х — начале 1930-х годов он был имамом в д. Багишево Кайбицкого района, затем с 1932 по 1938 годы работал охранником и чернорабочим в различных учреждениях и организациях Казани.
Первая соборная мечеть Адмиралтейской слободы была закрыта указом Президиума Верховного Совета ТАССР от 2 июня 1939 года. Здание ее не сохранилось. В 1988 году была разобрана.


Комментариев нет:

Отправить комментарий