Глава I
РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕОЛОГИЯ И ИДЕНТИЧНОСТЬ
1. Политика царизма в отношении казанских татар.
С девятнадцатого века исламские общества сталкиваются с проблемами примирения модернизации с традицией. Одно из этих модернизационных усилий, татарское реформаторское движение девятнадцатого века, имеет параллели в других местах современной истории мусульманского мира, но оно имеет отличительные черты, которые делают его достойным отдельного изучения. В результате воздействия Запада, господства России и осознания реформистского брожения, охватившего исламский мир XIX века, казанско-татарское реформаторское движение приобрело особый характер, подверженный различным влияниям.
Совершенно особое местонахождение татар и их длительное взаимодействие с христианской державой, Россией, придавали отчетливую характеристику татарскому исламскому реформаторскому движению. Поэтому данное исследование следует начать с обзора того исторического и социального фона, из которого татарский реформизм черпал свое существование.
Происхождение казанских татар восходит к тюркоязычным булгарам, появившимся в Поволжье в VII в. н.э. Эти булгары образовали государство в IX в., приняли ислам в 922 г. начало 1200-х годов. Однако местное население тюркизировало монголов-завоевателей, которые основали империю Золотой Орды. Более того, булгары, объединившись с кыпчаками, пришедшими в регион из Средней Азии в XIII веке, продвинулись дальше на север и запад в XIV-XV веках и тюркизировали финские племена региона. Сама Золотая Орда распалась на Казанское, Астраханское, Крымское, Сибирское и Ногайскую Орду.
Первые контакты татар с русскими произошли во времена волжских булгар, которые в основном были оседлыми и занимались торговлей и земледелием. Один ученый охарактеризовал эти отношения как в основном мирные. Эти добрососедские отношения продолжались, но со временем превратились в идеологическую борьбу между русскими-христианами и татарами-мусульманами в период
1 Андреас Каппелер, «Царская политика в отношении мусульман Российской империи», в книге «Возрождение мусульманских общин: исторические взгляды на национальность, политику и оппозицию в бывшем Советском Союзе и Югославии», изд. Эдвард Олворт, перевод с немецкого и французского Кэролайн Сойер (Дарем: Duke University Press, 1994), 142.
Комментариев нет:
Отправить комментарий