Именно под таким лозунгом можно сказать прошла конференция в
Академии наук 24 июня 2014 года. Идея махалли не нова, она обсуждались разными
организациями и под разным углом. Дело в том, что название махалли заманчивое
для элиты, непонятно для простого обывателя. Вопрос в конечном счёте касается
денег. Уже который год мусульманское сообщество России и Татарстана в частности
ломает голову над финансированием построенных мечетей. И в голову известных
мыслителей современности прочно вошла идея воссоздания махалли или религиозной
общины, какова она была в конце позапрошлого и в начале прошлого веков. Я взял
на себя смелость и внимательно прочитал концепцию предложенную с высокой
трибуны Академии наук. К сожалению концепция не просто не проработанная, она
декларативна по своей сути и не реальна для жизни. Я не собираюсь вдаваться в
подробности декларации. Какой должна быть махалля в этой концепции по сути
изложена у русских миссионеров и у некоторых современных мыслителей, таких как
И.Амирханов и Р.М. Мухаметшин. Что не нравится мне лично?
Начну, во-первых, с
главного. На каких условиях, где и из кого должна формироваться современная
махалля? Каким документом деятельность махалли должна регламентироваться и как
интересы махалли будут защищаться? На эти вопросы увы и ах ответов в концепции
нет? После прочтения концепции у меня сложилось впечатление, что авторы наспех
пытались всё свалить в одну кучу и главное протолкнуть вариант создания новой
вертикали власти в татарских диаспорах с участием республиканского местного
духовного управления. Основа махалли и вообще общинного самоуправления
находится в автономии хозяйства. Именно члены общины решали основные
собственные задачи до революции. Оренбургское Магометанское духовное собрание
принимало только экзамены и давало указ уже служившим имамам. Причем здесь ЦРО?
ДУМ РТ согласно Уставу занимается только внутренними республиканскими общинами.
Или у нас появился новый документ регламентирующий деятельность местного ЦРО? В
России, как известно, существует ЦДУМ и СМР. Почему в концепции не говорится о
взаимодействии с этими организациями? Создается впечатление, что кое-кто
пытается нарочно выстроить конфронтационные отношения республики с федеральным
центром. Если это так, то могу заранее предупредить, что такая позиция и данная
политика может привести только к кризису, который вряд ли нужен местной элите.
Если уж говорить напрямую, то перед тем как давать
разрешение на строительство мечетей, инициаторы должны заранее позаботиться о
её дальнейшем содержании. Не зря до революции существовал документ
регламентирующий строительство мечетей, в котором строители обязывались брать
на содержание в дальнейшем свои постройки. Обязательство по содержанию тех или
иных сооружений можно возложить на строителей и спонсоров законодательно.
Именно с таким реальным предложением необходимо собирать людей в уважаемые нами
научные собрания, а не переливать из пустого в порожнее.
Идея махалли на современном этапе преждевременна, ещё не
сложилось количественно сообщество людей, постоянно читающих намаз в мечетях.
Можно сегодня говорить только о поселковых и квартальных мечетях, где начинает
формироваться сообщество людей, которое со временем может перерасти в махаллю.
Но к сожалению нет нормативных актов, которые могли не просто регламентировать
деятельность простых прихожан, но и защитить их финансовые интересы. Для
примера можно взять мечеть Ихлас или Апанаевскую. По сути, и там и там
произошли рейдерские захваты имущества махалли. Чтобы избежать подобных
ситуаций, необходимо законодательно защитить права общины от любых
посягательств извне. Сегодня к сожалению махалля руководствуется только
уставами, ни в одной мечети нет списка постоянных посетителей. Поэтому
сомнительна лигитимность имамов многих мечетей. И в такой ситуации говорить, вернее,
мечтать о чудесной махалле, которая решит все современные проблемы, просто
абсурдно.
Наиль хазрат Гарипов
Комментариев нет:
Отправить комментарий