В ближайшие дни решится судьба первого заместителя муфтия Татарстана Рустама Батрова, которому в конце ноября совет старейшин Духовного управления мусульман Татарстана (ДУМ) предложил написать заявление об отставке. Де-факто он уже отстранен от работы, однако де-юре еще остается на своем посту. Для муфтията отстранение Батрова станет потрясением, ведь он фактически выполняет в ДУМ всю черновую и опасную работу. В связи с этим часть духовных лидеров Татарстана вынашивает планы смещения самого муфтия.
Обычно общительный человек разом перестал отвечать на звонки. И тому есть объяснение. Как рассказали «НГ» сразу несколько источников, близких к аппарату президента Татарстана, муфтий республики Камиль Самигуллин стал постепенно выходить из-под контроля Казанского кремля, прекратив идеологическую борьбу с религиозным экстремизмом в регионе. «Он свел на нет все усилия, которые прилагал предшественник нынешнего муфтия Ильдус Файзов. Самигуллин ввел в совет улемов несколько своих протеже, например, Джалиля Халильрахманова – преподавателя Альметьевского медресе, который прошел обучение в Саудовской Аравии. Но, что самое важное, в Духовном управлении мусульман пару месяцев назад появился некто Хайдар Камалетдинов – управляющий комплексом отелей «Гольфстрим» и родственник бывшего муфтия Татарстана Гусмана Исхакова», – отмечает один из источников «НГ».
При Гусмане Исхакове республику буквально заполонили арабские миссионеры, а в комплексе «Гольфстрим», в частности, вел активную деятельность проповедник из Ливана Камаль Эль Зант (см. «НГ» от 15.11.11). В муфтияте Камалетдинов заведует Международным отделом и отвечает за вакуфное (то есть принадлежащее муфтияту) имущество. Однако самое интересное заключается в том, что в этой должности Хайдар Камалетдинов контролирует еще и «ДУМ РТ Хадж» – единственного, как особо отмечено на сайте Духовного управления мусульман Татарстана, хадж-оператора в Татарстане.
По данным «НГ», поставив Камалетдинова управлять вакуфным имуществом, муфтий Татарстана фактически вернул контроль над проходившими через ДУМ денежными потоками людям, связанным с кланом экс-муфтия Гусмана Исхакова. Напомним, что ранее основным хадж-оператором в Татарстане была частная компания «Идель Хадж». Ильдус Файзов был решительно настроен против того, чтобы деньгами паломников распоряжались частники, и создал внутри муфтията собственное предприятие «Татарский деловой мир», уничтожив монополию «Идель Хадж» (см. «НГ» от 25.07.12). Коммерческая версия терактов 17 июля 2012 года, в результате которых погиб первый заместитель муфтия Валиулла Якупов, а Ильдус Файзов был тяжело ранен, рассматривалась силовиками. Более того, председатель совета директоров компании «Идель Хадж» Рустэм Гатауллин был даже взят под стражу по подозрению в причастности к терактам, однако впоследствии отпущен на свободу за неимением улик. По информации «НГ», Камалетдинов приходится родственником не только экс-муфтию Гусману Исхакову, но и Рустэму Гатауллину: сестра жены заведующего Международным отделом ДУМ замужем за сыном Гатауллина.
Другим серьезным поводом для недовольства части мусульманских духовных лидеров Татарстана политикой Камиля Самигуллина стали его постоянные контакты с кавказскими, турецкими и арабскими мусульманами. Муфтий Татарстана довольно часто ездит в Саудовскую Аравию, где, по версии источника «НГ», встречается с духовными отцами организации «Исмаил Ага» (консервативное течение, пребывающее в мейнстриме турецкого суфизма). Если информация источника «НГ» верна (официальных подтверждений контактов муфтия с «Исмаил Ага» нет), на молодого муфтия могут оказывать влияние кавказские мусульмане, принадлежащие к шафиитскому мазхабу (татары придерживаются ханафитского мазхаба), арабы и турки. Надо отметить, что «Исмаил Ага» считается в Турции оплотом исламского фундаментализма.
Таким образом, татарские мусульмане рискуют вновь оказаться во власти зарубежных религиозных проповедников, как это уже было в Татарстане в 90-е годы. Мухтасиба Кукморского района Зиннура Самигуллина собеседники «НГ» связывают с запрещенной в России организацией «Таблиг джамаат», и его подчиненный уже получал предупреждение о недопущении экстремистской деятельности. То же самое правоохранители делали и в отношении имама мечети Саббаш в Сабинском районе Татарстана. По словам собеседника «НГ», во время Всемирных летних студенческих игр 2013 года имамом в деревне Универсиады был назначен еще один деятель, которого некоторые эксперты связывают с таблиговцами, – Исмагиль Зиятдинов. Выпестованный бывшим имамом соборной мечети Татарстана Кул Шариф Рамилем Юнусовым, имам соборной мечети Нижнекамска и мухтасиб Нижнекамского района Юсуф Давлетшин (после июльских терактов 2012 года он спешно улетел в Лондон), чьи взгляды эксперты оценивают как радикальные, до сих пор остается на своем месте.
Подобная ситуация устраивает далеко не всех мусульманских духовных лидеров Татарстана. В республике постепенно зреет недовольство нынешним муфтием, которого, не исключено, могут аккуратно поменять в ближайшее время.
Казань
Глеб Постнов Независимая газета
Комментариев нет:
Отправить комментарий