среда, 6 апреля 2016 г.

Наиль Гарипов о традиционном исламе

Наиль хазрат Гарипов
Председатель Центра исламской культуры «Иман» г. Казани, кандидат исторических наук

Современные дискуссии о традиционном исламе

О традиционном исламе писал только неленивый человек. Сегодня я обращаюсь к этой теме уже во второй раз и хотелось бы, чтобы Всевышний Аллах дал разум тем, кто пытается спекулировать на этом понятии. Со времени появления термина, а он появился в 90-е годы с легкой руки Валиуллы хазрата Якупова и других религиозных деятелей было много разных исследований, посвященных этому термину. Мотивацией или причиной появления понятия «традиционный ислам» стало появление различного сектантства среди мусульман России и стран СНГ. Основной сектой, которая противопоставила свои религиозные воззрения против местной ханафитско-матуридитской традиции стали последователи ваххабизма, которые именовали себя саляфитами. Интересным является сегодня тот факт, что последователи ваххабизма отрицают, что они секта, и напротив, пытаются обвинить последователей мазхаба в отступлении от норм ислама, и соответственно ереси. Несмотря на это хотелось бы напомнить, что термин ваххабизм придуман не сегодня, он появился в исламоведении ещё в XIX веке, чтобы определить это течение. Например, Павел Павлович Цветков, известный востоковед начала прошлого века про ваххабитов писал следующее: «Джихад является основной доктриной секты».[1] Кстати П.П. Цветков всех ортодоксальных мусульман причислял к приверженцам четырех мазхабов.[2]

Термин традиционный ислам сегодня используют многие исследователи. Первым и последовательным сторонником широкого применения данного термина выступил Валиулла хазрат Якупов. В своей книге по традиционному исламу, он описал понимание данного термина. По его мнению, термин в большей части является условным, который характерен для определенного исторического этапа развития мусульманских народов России. Валиулла хазрат связывал традиционный ислам татар с исламом, основанный на ханафитском фикхе и матуридитской акыйде. Об этом он пишет следующее: «В Татарстане испокон веков придерживаются по фикху мазхаба Абу-Ханифы, а в акыде следуют имаму Матуриди».[3] Оппонентом такой интерпретации выступал сейчас уже доктор исторических наук Рафаэль Сибгатович Хакимов, который не разделяет понятия данного термина, и традиционным для татар называет либеральный ислам, который был предложен джадидами в начале XX века. Вообще Рафаэль Сибгатович выступает против статичного рассмотрения религии и считает, что религия может быть изменена в угоду политической и социальной необходимости. Примерно такой же позиции придерживались и идеологи протестантизма, которые объясняли появление европейского религиозного реформаторства объективной необходимостью и социально-экономическими изменениями в обществе. Он пишет, что: «Ислам привнесен на Землю как прогресс, избавляющий человека от рабства и несвободы, он сама справедливость, свобода духа и стремление к знаниям».[4] Оппонентом как Валиулле хазрату Якупову, так и Рафаэлю Хакимову выступает доктор политических наук Рафик Мухаметшович Мухаметшин, который интерпретирует традиционный ислам татар как лояльный к официальной власти.[5] Здесь, конечно же, возникают вопросы, а какой ислам более лояльный к официальной власти. Как известно из истории ваххабизм также лоялен к официальным властям, например Америки и практически сегодня не несёт открытой агрессии к иноверцам. Однако в последнее время Рафик Мухаметшович Мухамметшин согласился с определением Валиуллы хазрата Якупова, что традиционный ислам татар – это ислам ханафитского мазхаба и матуридитской акыйды.[6] Если принимать во внимание классическое исламоведение и татароведение, то мы также упираемся в определении традиционного ислама татар, опирающегося на религиозно-правовую школу Абу-Ханифы и вероучения Матуриди. Здесь интересными на наш взгляд могут быть работы Н.П.Остроумова и собственно татарских богословов, таких как Ишмухаммет Динмухаметов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что большинство религиоведов сводят термин традиционный татарский ислам к исламу ханафитского мазхаба и матуридитского вероучения. К этому можно добавить традиции татарского народа, которые бытовали среди татар, булгар до официального принятия Ислама в 922 году и противоречили основам религии. К таковым относятся народные праздники, различные обряды, одежда и быт народа.
В наше время много говорится о традиционном исламе. Особенно об этом любят поговорить так называемые имамы, которые практически сегодня слабо владеют как историей татарского народа, так и языком. Сегодня можно по пальцам пересчитать мусульманских деятелей, которые осознанно говорят о татарской традиции. Обычно идет подмена татарским исламом, так называемого либерального ислама, который пропагандирует директор Института истории Рафаэль Сибгатович Хакимов. Либеральный ислам, предлагаемый Рафаэлем Сибгатовичем свободен от так называемых формальностей и догм. Татары, по его мнению, практически никогда не соблюдали твердо норм шариата и в основном занимались так называемым интеллектуальным поиском в исламе. На самом деле татары, как и многие мусульмане, всегда соблюдали шариат и пропагандировали ислам в том законченном виде, в котором он сохранился как у нас, так и в Средней Азии и в других мусульманских странах. В исламе были интеллектуальные поиски, но все они связаны с вероучением и поиском правильного понимания веры. До сих пор идут споры о качествах Всевышнего Аллаха. Для светского человека этот поиск кажется пустой тратой времени, для верующего это богословский спор, который необходим людям для лучшего осознания объекта поклонения. Технический прогресс, вменяемый в вину мусульманам на самом деле не более чем внешняя форма человеческого бытия, которая сегодня ведёт общество к деградации. Сегодня мы видим, как прогрессивная Европа не может совладать с безграмотными беженцами. Ближний Восток сегодня положил конец Цивилизованной Европе, как в свое время гунны и другие варвары разрушили Римскую империю с её цивилизацией. Безусловно, Европа является примером, но примером не успешного технического развития общества, а примером результата отхода от традиционных ценностей, в том числе и религиозных. Татарин свою мечеть при всем отношении к ним части интеллектуалов, как религиозных, так и светских никогда не посмеет превратить в скотный двор. Да, в советское время мечети закрывались и спиливались минареты, где-то их превращали в клубы, где-то в детские сады. Даже это татары считали богохульством и мало кто одобрял. В тайне татары вели религиозную практику дома, проводили маджлисы, читали Священный Коран, мужчин соблюдали обряд обрезания, читали Никах, проводили поминальные дни. В каких-то деревнях как в Чувашии татары сумели сохранить традиционное понимание религии, где преемственность не оборвалась, и татары не утратили религиозные традиции. Чтобы понять, чем является традиция для татар, необходимо посмотреть на историю татар. К сожалению, наши современные историки политизировали историческое прошлое татар и пытаются работать в идеологическом ключе, отходя от объективного рассмотрения истории. В основном это касается принижения роли булгар в этногенезе казанских татар. Сегодня практически не изучается вообще феномен появления термина татаро-монголы и собственно завоевателей. У историков до сих пор, нет точного представления кто, собственно был в войсках Бату хана и какую роль там играли татары и монголы. Решение этих вопросов зависит, прежде всего, от объективного подхода и поиска исторической правды. На сегодняшний день татар изучают только в рамках золотоордынского прошлого, где религия ислама, как известно, была принята только при Узбек хане.
Ислам, как известно религия законченная и неизменяемая. Поэтому чтобы что-то менять, необходимо внимательно изучить мнения, как старых ученых, так и новых авторитетов. Понятно, что технический прогресс вносит свои коррективы в изучение шариата и религии. Но в религии главное не знания, а воспитание. Основной целью религии является воспитание человека нравственного, готового держать ответ перед Всевышним Аллахом. Сегодня современные ученые утверждают обратное и пытаются доказать что религия ислама основывается только на знаниях. Это далеко не так. Если вернемся к традиции татар, то мы также увидим что главное в татарских медресе и мектебах это воспитание молодых людей и девушек. Когда отдавали своих детей в школы, родители говорили что «сөяге минеке, тиресе синеке» (кости мои, а кожа твоя – перевод авт.). Другими словами учителю давали возможность воспитывать по своему усмотрению своих учеников. Сегодня кажется странным, что уважали духовенство в своих общинах, конечно, уважали, потому, как именно от имамов зависело воспитание детей в общинах.[7] Современные ученые строят исследования исключительно на материалах оппонентов, которые критиковали старую систему воспитания и обучения. Главной претензией к кадимистам было обучение путем заучивания текстов авторитетных книг и их пересказ. Альтернативой стала так называемая звуковая система обучения ысуль-джадид, который был скопирован у русских и европейских реформаторов. В программах новых медресе появились предметы по светской мировой истории, физике, химии, биологии и т.д. Новая система привела к упрощению понимания религии. Другими словами авторитеты, на которых строилось воспитание, были отброшены и на их место были поставлены авторитеты из Европы. Такой подход был выгоден только буржуазии, которая пыталась получить дешевую рабочую силу из деревень и использовать их грошовый труд у себя на предприятиях. В деревнях до 1917 года сохранялись общинные устои, которые, по сути, держались на авторитете старейшин и имамов. Буржуазия первой ударила по традиционным ценностям татар и пыталась приучить татар к европейской потребительской культуре. Поэтому неудивительно, что многие так называемые прогрессивные татары перенимали как европейскую моду, так и культуру. Появились театры, которые должны были заменить мечети и проповеди имамов, что в принципе и произошло. Сегодня именно татарский театр выступает в качестве ретранслятора главных национальных идей. В русском обществе эту роль давно была переложена на кино. Поэтому сегодня в России к актерам кино относятся как к небожителям, а православных священников практически мало знают.
В экономическом плане мы должны понимать, что традиционный способ получения прибыли общины связывал людей круговой порукой. Выход из общины бросал людей на произвол судьбы. При новых буржуазных или капиталистических отношениях, общинные взаимотношения, в той или другой степени сохранились. Поэтому современная клановая система – это часть общинных отношений. Здесь необходимо иметь в виду, что не все традиции имеют положительные стороны. Например, клановость и семейная преемственность, с другой стороны династии профессионалов вырабатывают традицию собственного качества, которое может доходить до безупречности. Так, например, за Казанью было много мастеров по выделке кожи и изготовителей ичигов. В основном это были династии, которые из поколения в поколение занимались одним промыслом. Сегодня многие промыслы ушли в небытие, однако ещё есть сохранившиеся династии, которые изготавливают валенки, или те же самые кожаные сапоги и т.д. Однако современная индустриальная культура построена не на традиции, а на широком потреблении и массовом производстве. При этом многие вещи малопригодны для длительного или вообще использования. Эти вещи в основном одноразовы, но они очень дешёвы. Так в своё время инициировали производство одноразовых шприцов. В совокупности это производство малорентабельно, но оно выгодно для массового производства. Таким же способом были внедрены одноразовые бахилы, которые, в сущности, имеют малую эффективность, но они дают зарабатывать определенным производителям. В то время когда много говорится об исламской экономике, халяльном производстве и соответствующем банкинге необходимо вновь поднять вопрос о соответствии употребляемых терминов и реальном предложении. Сегодня практически все забыли про плановую экономику. Но именно плановая экономика была придумана во избежание кризисных явлений в развитии общества. Именно плановая экономика позволила нашей стране совершить индустриализацию и выйти на мировой уровень развития промышленности. Сегодня банковская система, по сути грабительская и ростовщическая убивает реальный производственный сектор как в сельском хозяйстве, на производстве, так и на бытовом уровне.
Татарская буржуазия, как и другая национальная буржуазия, была заинтересована, прежде всего, в дешевой рабочей силе, и для этого легче было нанять именно работников из числа татар-мусульман. Как известно только после отмены крепостного права татары-крестьяне получили возможность открепляться от земли. По сути, отмена крепостного права сломала вековые устои общинного уклада жизни не только русского населения, но и мусульманского. Более того большинство татар-мусульман принадлежали к государственным крестьянам. В этом были плюсы, но были и минусы. Плюсами, безусловно, было то, что татары практически не подвергались произволу помещиков, а минусом было то, что в первую очередь государство рекрутировало для своих нужд именно государственных крестьян. Также христианизация проводилась среди государственных, а не помещичьих крестьян. Государственные крестьяне были заложниками государственной политики. Поэтому когда началась отмена крепостного права, больше всего радовались помещичьи крестьяне. Об этом свидетельствуют ряд документов. Мы должны также понимать, что именно крестьяне стали потенциальной рабочей силой новых капиталистических предприятий. Основным промыслом татар до отмены крепостного права кроме животноводства и выращивания сельхоз культур было ткачество и обработка кожи. Именно кожаный промысел был основной доходной частью некоторых регионов компактного проживания татар. Этому способствовало несколько причин. Во-первых, кожевенное производство было связано с религиозной традицией татар. Практичная кожаная обувь была у многих татарских семей. Для этого использовали как телячью, так и козью кожу. Как известно религия ислама требует частого омовения, что является обременительным в зимние время, особенно это касается омовения ступней ног. Чтобы избежать частого омовения ног в шариате предусмотрено ношение кожаной обуви, которая позволяет, не снимая кожаной обуви проводить этот ритуал очищения. К этому необходимо прибавить и сакральное значение орнамента на татарских ичигах, которое является и оберегом для ног. Во-вторых, кожаная обувь также очень удобна при верховой езде. Ткачество и вязание также были основными видами промыслов татар-мусульман до отмены крепостного права. Основным материалом для ткачества служил лён, который был практичен. Одежда татар-мусульман также была свободной, что соответствует требованиями Шариата. Прежде всего, это свободные штаны, как у мужчин, так и у женщин. Свободная рубаха, также не облегала, соответственно не показывала контуров тела. К этому можно добавить теплую зимнюю одежду, шубы из овчины и других ценных мехов. Головной убор татар также заслуживает особого внимания. Мы сегодня татарскую тюбетейку, считаем, чуть ли не единственным головным убором казанских татар. Начнем с того, что собственно тюбетейки у татар были разных форм и разных расцветок. До начала двадцатого века, практически всё духовенство носило чалму. Муллы тюбетейку носили только дома. Крестьяне в летнее время на полях использовали соломенные и войлочные шляпы. Подобие этих шляп сохранилось у казахов и киргизов. Кстати там, в ходу широко распространена войлочная обувь. Шляпы хорошо загибались и не мешали при чтении намазов. В татарской традиции большой популярностью пользовались намазлыки.[8] Эти коврики в основном были из льна и украшались узорами, направлением на Кыблу и так далее. Большой популярностью у татар пользовались полотенца. Здесь нет ничего удивительного, так как полотенца использовались в качестве пояса (кушак) который выполнял рад функций для молодого мужчины. Это было и полотенце, и пояс, им удобно накрывать стол и собирать еду в дорогу. В традицию казанских татар также вписываются дома, мечети и планировка сел. Об практически мало написано и практически мало изучено. В силу того что историки заостряют внимание на политических моментах. На самом деле бытовая жизнь определяла и мышление и собственно традиции татарского народа. Начнем с изб татар. Они строились в зависимости от достатка селянина. В силу общинности татарской деревни, дома строили сообща и в основном это были пятистенные срубы в центре, которого располагалась печь. Полы в домах были земляными, но большую часть комнаты занимала саке (деревянный помост, который выполнял функцию кровати и стола). Крыши покрывали в основном соломой, а потолок утепляли землей. Фундамент домов был у всех разный, это могли быть известняковые камни, пни. Иногда дома не имел фундамента. Отличительной чертой татарских домов, это их планировка и ограждение двора. Большие ворота практически закрывали внутренний дом деревенских домов. Деревни имели четкую планировку и часто улицы были спланированы по направлению к кибле. Так было удобно жителям ориентироваться во время намазов и молитв. Несмотря на это были, конечно же, деревни с разной планировкой, но в данной статье мы говорим о большинстве случаев. Кстати татарская планировка Казани, вернее её крепости также связана с ориентацией на киблу.
Как мы видим, что промыслов у татар было не так много до отмены крепостного права. Что же происходит после отмены крепостного права. Во-первых, татар очень быстро освоили несколько новых непривычных для татар видов производства. Очень много татар стало заниматься мыловарением, производством свеч и самое интересное татары стали заниматься приисками. Кожевенное производство татары довели до промышленного производства. Если в центральной части России появились мануфактуры легкой промышленности, то татары практически монополизировали обработку кожи и кожаного производства. Ичиги выпускались как в традиционном виде без жесткой подошвы, так и в так называемом русском варианте, так как сказать на продажу. Дальше больше татары практически довели мыловарение до экспорта. Об этом много писали. Есть статистика объемов производств татарских предпринимателей. Более того татары себя не ограничивали в торговле. Как известно в Средней Азии не приветствовали русских торговцев, тогда татары занялись посредничеством. Ситцевые ткани, произведенные в центральной части татары охотно продавали на среднеазиатских рынках. Татары также стали охотно осваивать и новые технологии, среди татар появились собственные фотографы и книгоиздатели. Книгоиздание это отдельная тема для татар. Здесь необходимо отдать должное Казанскому императорскому университету, и его восточному факультету. В действительности, с появлением восточной типографии Казанского университета татары монополизируют восточный рынок книжной продукции. Много традиционной литературы татары  с удовольствием перепечатывают на своих типографиях. Конечно, новые технологии татарами воспринимались в штыки. Были слухи, что типографскую краску изготавливают из свиного жира. Но технический прогресс был неумолим. До сих пор в Средней Азии популярны книги, изданные в Казани. Кстати печатные Кораны стали также визитной карточкой татарского традиционного ислама. Сегодня некоторые религиозные деятели не преминули воспользоваться религиозной безграмотностью современного общества и активно спекулируют на теме татарского Корана. Нам пытаются доказать что Коран изданный в Казани имеет ошибки и его необходимо исправить. Об этом говорили многие деятели, особенно джадиды начиная с конца XIX века. Но дело в том, что казанское издание проверялось многими учеными и ошибки, которыми любят бравировать «современные знатоки» относятся к особенностям письма, на котором был написан Казанский Коран. Шрифт Казанского Корана относиться к наиболее древнему письму куфи на арабском языке, которым пользовались активно булгары.
Ещё один традиционный вид прикладного искусства у татар это каллиграфия или шамаили. У татар было принято обязательно в виде оберега вешать над входной дверью АятульКурси ( аят трона из Священного Корана сура 2 аят 255). Именно его писали татары всегда и всегда копировали. Сегодня современные пластиковые сувениры из Турции заменили традиционные татарские написанные на разных материалах эти шамаили. В советское время многие пожилые люди писали авторучками на странице школьной тетради и вкладывали в целлофановый пакет, потом вешали над входной дверью. Мне встречались шамаили, сделанные путем фотокопирования. Так размножали многие постеры и плакаты в советское время. В 90-е годы виды шамаилей были более разнообразными. В дореволюционной России много было шамаилей отпечатанных типографским способом. Сегодня они также есть и сделаны в основном в виде больших плакатов. Некоторые религиозные деятели вместе с деятелями искусства пытаются представить традиционный татарский шамаиль только в форме стекла с подкладкой из фольги. На самом деле этот продукт у татар появился довольно поздно и только в начале XX века. Это связано с тем, что сама фольга изобретена была только в 1899 году. Стекло также не было дешевым в начале XX века. Промышленное производство стекла в России, как и в Европе, было налажено только в середине XIX века. До удешевления люди применяли различные заменители стекла. Поэтому говорить о том, что такой шамаиль был традиционен для татар многие века, по крайней мере, неверно и вводит общество в заблуждение. Для Шамаилей использовали скорее подручные средства, которые были доступны для народа. Тут, скорее всего в ход шли керамические изделия и вероятнее всего дерево. Этот вопрос, к сожалению сегодня, слабо изучен, потому как исследования источников по истории татар сегодня практически не ведутся. Для татарского народа в связи с долгим периодом отсутствия широкого письменного образования в период после присоединения Казанского ханства и до образования Оренбургского Магометанского духовного собрания важную роль играли узоры в прикладном искусстве. Узоры использовались везде в наличниках, украшении калиток и ворот, обуви, одежде, предметах быта, головных уборах, упряжи и т.д. К этому необходимо добавить и родовые тамги, которые сегодня также практически не изучены нашими исследователями. Все эти детали и есть часть традиционного татарского ислама, который практически сегодня забыт нами, потомками казанских татар.
Индустриализация оказала с одной стороны пагубное влияние на развитие традиционного общества татар, но с другой стороны вычленила татарское общество и главное интегрировало татар в общероссийское пространство. Татары потеряли самобытные татарские общины  - махали, где основным источником доходов была сельхоз продукция. Сегодня многие татары интегрированы в новые экономические отношения настолько плотно, что просто не могут себя даже точно идентифицировать. Поэтому татарский язык, который долгие годы был предметом идентификации уходит на второй план. Татарский язык это вообще отдельная тема, которая напрямую связана с традиционным исламом татарского народа. Это касается как графики татарского языка, так и его бытового применения. Словарный запас татарского языка тесно связан с арабским и персидским языками. Для татар легко понять многие мусульманские арабские термины, нежели на русском языке. Многие книги, которые написаны на татарском языке, сегодня малопонятны в связи с тем, что за годы советской атеистической культуры арабские и персидские термины пытались выхолостить из бытового татарского языка. За последние 20 лет татары, употребляющие татарский язык практически вернули в оборот все арабские и персидские термины. Сегодня татары легко понимают религиозную арабоязычную терминологию. Поэтому когда мы обращаемся к теме традиционному исламу нам необходимо всегда иметь в виду и татарский язык.
Таким образом, традиционный ислам для татарского народа это единственный путь для сохранения собственной идентичности. При этом необходимо понимать, что религия сама по себе самодостаточна и не нуждается в техническом прогрессе, как это думают некоторые современные мыслители. С другой стороны технический прогресс привлекателен только внешне, потому как само по себе человек может легко обойтись и без технического прогресса. Для жизнедеятельности человеческого организма необходимо минимальное количество пищи. Современное индустриальное общество превращает человека из божьего создания в раба потребления. Причём разумность потребления не рационально по определению.
Традиционный ислам это не техническое средство для процветания нации, это путь воспитания общины в нравственном ключе. Если мы хотим продолжить свой род и не потерять свои корни мы должны быть обращены к духовности и к своим корням, а не к мифам и легендам современных идеологов.

Источники и использованная литература
1. Рафаэль Хаким. Где наша Мекка? (Манифест евроислама). – Казань: Издательство «Магариф», 2005. – 63с.
2. Валиулла Якупов. К пророческому Исламу. – Казань: Издательство «Иман», 2003. – 303 с.
3. Гарипов Н.К. Особенности образовательной системы российских мусульман начала XX века.// Общественно-политическая мысли и духовная культура народов Поволжья и Приуралья (XIXXX вв.). Проблемы изучения: Сборник статей и сообщений научной конференции, посвященной памяти С.М. Михайловой / под редакцией Г.П. Мягкова, Р.А. Набиева. – Казань: Издательство Казан. гос. ун-та, 2008. – С.449 – 452.
4. Сборник материалов по мусульманству. Составлен по распоряжению Туркестанского Генерал-Губернатора, Генерал-от-Инфантерии Духовского. Под редакцией Поручика В.И. Ярового-Равского. – С.-Петербург: 1899. – 158 с.
5. Мулла Габдулла ибн-Музаффар ан-Насафи. Обличение «Назурат ал-Хакк»а. (Музхиру ал-калимат ал-джаруда алляти хия фи ан-назура). – Казань: Издательство «Иман», 2004/1425. – 98 с.
6. Сейд Мухаммад Накыб аль-Аттас. Введение в метафизику ислама. Изложение основополагающих элементов мусульманского мировоззрения. – Москва – Куала Лумпур, 2001. – 412 с.
7. А.Б. Юнусова. Ислам в Башкортостане. – Уфа: Уфимский полиграфкомбинат,1999. – 352 с.
8. С.М. Прозоров. Ислам как идеологическая система. – Москва: Издательская фирма «Восточная литература РАН», 2004. – 471 с.
9. Р.Г. Ланда. Ислам в истории России. – Москва: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1995. – 312 с.
10. Абдуллах Ахмед ан-Наим. На пути к исламской реформации (гражданские свободы, права человека и международное право). – Москва: Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова, 1999. – 283 с.
11. Гарипов Н.К. Ислам у татар Поволжья. – Казань: Издательство «Иман», 2013/1434. – 135 с.
12. Шакирҗан Әл-хәмиди Әт-Тәкәви. Гыйбадәт исламия. – Казань: Типография «Бр. Каримовых», 1907. – 90 бит. (иске татар телендә һәм гарәп графикасы нигезендә басылган).
13. Габдулла Мәхмүд Файзи. Мохтасар гыйлм-ул-хәл. – Казань: Лито-типография И.Н.Харитонова, 1908. – 56 бит. (иске татар телендә һәм гарәп графикасы нигезендә басылган).
14. Г.Ф. Валеева-Сулейманова, Р.У.Шагеева. Декоративно-пркладное искусство казанских татар. – Москва: “Советский художник”, 1990. – 216 с.
15. Татары. – М.: “Наука”, 2001. – 583 с.
16. Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь/сост. и отв. ред. С.М.Прозоров. – М.: Восточная литература, 2006. – 655 с.
17. И.К. Загидуллин. Исламские институты в Российской империи: Мечети в европейской части России и Сибири/ Ильдус Загидуллин. – Казань: Татарское книжное издательство, 2007. – 416 с.
18. Валиулла Якупов. Ислам в Татарстане в 1990-е годы. – Казань: Издательство “Иман”, 2005. – 144 с.






[1] П.П.Цветков. Исламизм: В 2 кн. Кн.2. – М.: Издательство «ФИВ», 2011. – С.674.
[2] Там же. – С. 476.
[3] Валиулла Якупов. К пророческому Исламу. – Казань, Издательство «Иман», 1427/2006. – С. 21.
[4] Рафаэль Хаким. Где наша Мекка? – Казань: Издательство «Магариф», 2005 – С.61.
[5] Рафик Мухаметшин. Татары и ислам в XX веке. – Казань: Издательство «Фэн», 2003. – С.292 – 293.
[6] Рафик Мухаметшин. Ислам в общественно-политической жизни постсоветского Татарстана// Татары и ислам в регионах Российской Федерации: религиозное возрождение и этничность / рук. проекта и отв. ред. Р.Н.Мусина – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, Издательство «Артифакт», 2014. – С.16.
[7] Я.Д. Коблов. О магометанских муллах. – Казань, 1907. – С. 10.
[8] З.М. Давлетшин. Молитвенный коврик// Сулеймановские чтения (восемнадцатые): Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Булат Сулейманов – основоположник литературы сибирских татар» (Тюмень. Тюменский государственный университет 29 – 30 мая 2015 г.): материалы и доклады. Научный редактор Х.Ч. Алишина – Тюмень: типография «Печатник», 2015 – С. 238 – 240.

Комментариев нет:

Отправить комментарий