понедельник, 8 августа 2016 г.

Воспитательный аспект в РИИ г.Казани

Гарипов Наиль Камилевич, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой Естественных  и гуманитарных дисциплин РИИ (г.Казань)
2010 год.

Воспитательный аспект в современном мусульманском образовании на примере деятельности РИИ г. Казани

Любая религия, в том числе и ислам, имеет в основе не только систему богопоклонения, но и на этой основе образовательную и воспитательную структуру. Воспитание в любом обществе имеет значение, и об этом говорить не имеет смысла. Мы хотели бы в данном кратком докладе показать традиции мусульман Поволжья и Приуралья, которые были заложены в традиционных медресе и традиции, которые складываются в современном обществе, на примере современных медресе.
Изначально сама система образования в мусульманском обществе зарождалась как система религиозного воспитания, путем назидания и изучения религиозной литературы. В некоторые периоды письменные источники заменялись устными преданиями и личным примером духовных учителей. Так происходило после монгольских завоеваний, так происходило после взятия Казани войсками Ивана Грозного. Поэтому в традиции мусульман Поволжья и Приуралья не случайным является подчинение духовным авторитетам с одной стороны и предъявление жёстких требований к ним с другой стороны. Многолетняя история развития ислама в России показывает, насколько необоснованным является раздувание истерии вокруг так называемой исламской угрозы в нашей стране. При необходимости эта угроза могла осуществиться намного раньше, но разумная политика по отношению к иноверцам со стороны мусульман привело к сохранению религиозной многоцветной палитры, которая придает уникальность нашему региону и нашей стране.

При такой многоликости разных вероисповеданий есть ряд особенностей, которые касаются и системы религиозного воспитания. Эти особенности касаются, прежде всего, системы общин и общинной изоляции. Вроде бы такой способ организации сам по себе несёт некий консерватизм, но он был необходим при традиционном обществе, основанном на жёстком религиозном вероисповедании. Духовенство было не только пастырем, но политическим и экономическим лидером общины. Практически вся жизнь в общине протекала в рамках жёсткого регламента. Любые отступления от него могли быть рассмотрены как отход не только от общих интересов, но и как вероотступничество. Никто в общине практически не помышлял о неких самостоятельных действиях, так как это влекло за собой неотвратимые санкции, как со стороны духовенства, так и со стороны всей общины. Данная ситуация в мусульманском обществе до революции подробно описана как в работах самих мусульман, так и в сочинениях православных миссионеров Малова, Коблова, Остроумова и др. Мусульманская община описанная ранее практически была полностью уничтожена в регионе в годы Советской власти. Понятие община и понятие местное самоуправление практически перестало существовать, так как не осталось авторитетов, которым бы большая часть общины могла довериться. Поэтому на сегодняшний день, когда перед Россией стоит задача построения гражданского общества стоит первоочередная задача либо восстановления былой общины, либо использование этой традиции в основе современной системы местного самоуправления.
Российский исламский университет (Российский исламский институт) был основан как вуз, направленный на возрождение тех культурных традиций, которые бытовали в нашем регионе. За десятилетие существования учебного заведения было сделано ряд шагов, направленных на возрождение былых традиций. Одним из них стало переводческая деятельность и воспитание современных мусульман на основе религиозных традиций нашего народа и нашей страны. Не всё удалось сделать за столь короткий срок. Однако необходимо отметить несколько шагов, которые стали этапными в работе нашего вуза. Во-первых, с самого начала существования университета идет работа по изучению арабского языка как основного для изучения мусульманской культуры. Вторым важным шагом является изучение традиций народа и государства, её истории и культуры. В-третьих, необходимо отметить, что каждый студент имеет возможность заниматься отдельно по собственной программе либо в спортивной секции, либо заниматься по собственному интересу. В данном конкретном случае каждый студент индивидуально согласно собственным пристрастиям выбирает себе занятие по душе и здесь главным помощником является работа воспитателей. В РИИ специально предусмотрена должность Проректора по воспитательной работе, которая является с одной стороны приоритетной, с другой весьма ответственной. Предусмотрена также должность воспитателя, который ведёт постоянное наблюдение за поведением студентов. В его задачи входит наблюдение за моральным обликом студентов, также организация жизни в общежитии. Помимо всего студенты ведут активную общественную деятельность, которая также находится под наблюдением наставников из числа преподавателей и воспитателей. Каждый конкретный студент старается по важным вопросам консультироваться со своими учителями – это связано с авторитетом, которым обладает наши преподаватели. Данное положение преподавателей вызвано кропотливой воспитательной деятельностью каждого учителя, который одновременно является и воспитателем и наставником наших студентов. Конечно, не каждый преподаватель может смело сказать о своём авторитете среди студентов, среди них есть разные люди. Однако учителя не ставшие примером для наших студентов, долго не задерживаются в нашем вузе. Между такими преподавателями и студентами обычно всегда возникают конфликты, которые разрешаются слава Всевышнему Аллаху административным путём. Такой преподаватель либо увольняется сам, либо его увольняют. Подробности издержек профессии в религиозном учебном заведении связано с неправильной мотивацией своих действий некоторых особенно светских преподавателей. Дело в том, что среди некоторых преподавателей светских вузов есть устойчивое мнение о баснословных заработках учителей религиозных учебных заведений.
В данном случае я не собираюсь, каким либо образом защищать студентов. Могу согласиться и с тем мнением, что студенты зачастую злоупотребляют снисходительным отношением к себе преподавателей. Да в какой-то мере студенты имеют привилегии по сравнению с преподавателями. Однако необходимо отметить, что такие привилегии не случайны. Преподаватель религиозного учебного заведения как никогда должен иметь педагогические навыки практически как школьный учитель. Без авторитета среди студентов трудно воспитать адекватного адепта нашей религии. Поэтому авторитет учителя в РИИ является важным компонентом в нашей деятельности. Однако при этом есть ряд нюансов, которые влияют на авторитет конкретного преподавателя. Во-первых, религиозное образование и светское образование не влияет определяющего значения. Это связано с тем, что авторитет в религии определяется не количеством знаний, а степенью богобоязненности.
К сожалению, нет научных критериев определения богобоязненности человека. Согласно матуридитскому вероучению мусульман ханафитской религиозно-правовой школы богобоязненность мусульманина определяется его поступками. То есть следовать такому определению, чему следует большинство мусульман, должен каждый учитель религиозного учебного заведения. Он должен не только вести лекционные занятия, но и быть как практикующим мусульманином и посещать мечеть, так и следить за своим поведением и не нарушать религиозные нормы. Иначе мы не сможем заслужить доверия среди верующей молодёжи. Уже сейчас на Интернет площадке идёт дискуссия между мусульманами по поводу качества преподавания в Российском исламском университете. Главное на что обращают наши оппоненты это в первую очередь слабую богобоязненность некоторых преподавателей. Эти аргументы мотивированы единичными случаями, с которыми руководство РИИ ведёт борьбу. Насколько эта борьба эффективна, мы можем увидеть на примере тех успехов, которыми мы можем гордиться. Например, уровень обучения арабскому языку подтверждается различными победами наших студентов на различных олимпиадах и соревнованиях. С таким же успехов проходят и конкурсы по знанию ислама и конкурсы чтецов Корана.
В университете существует и дискуссионная площадка, в которой активное участие принимают все студенты. Основными вопросами дискуссии являются наиболее спорные моменты, существующие в области шариата. Так, например, была проведена дискуссия на тему возможности разрешенности для мусульманина употребления безалкогольного пива. В этом году планируется обсуждение темы достоверности письменных татарских источников о миссионерской деятельности сподвижников Пророка Мухаммеда на территории Волжской Булгарии. Эти и другие обсуждаемые темы весьма актуальны для воспитания мусульман в рамках традиционного мировоззрения, как составляющей межрелигиозной толерантности.
К сожалению не все наши мероприятия имеют положительные результаты. Например, мы косвенно волей или не волей способствуем   политике отторжения национальной религиозной культуры или традиционного для нашего региона ислама, проводя русификацией основных религиозных источников. Возможно, мы облегчаем распространение ислама среди русскоязычной аудитории, но при этом мы практически не можем гарантировать тот 100% адекватный перевод, который необходим для полноценного понимания традиционного ислама. Более целесообразным для нашего современного общества как мне кажется, стало бы создание системы высшего религиозного образования основанного на полноценном родном языке с параллельным углубленным изучением арабского, персидского, турецкого, английского и русского языков. Родной язык должен стать базовым и основополагающим, для того чтобы наши религиозные деятели могли спокойно апеллировать к родным источникам. Знание других языков стало бы полноценным дополнением, которое не заменяло бы родной язык, а дополняло. При этом решился бы сам собой вопрос и с графикой писания родного языка. Углубленное изучение арабрографической литературы привело бы к возрождению и старо-татарского религиозного языка.
Сейчас в инетернет пространстве среди российских мусульман идёт полемика, на каком языке читать пятничную или иные проповеди. Татары как носители традиционного ислама в России пытаются сохранить традиции ведение проповеди на татарском языке. Представители новой миграционной волны, неофиты, псевдосалафиты в едином порыве защищают русский язык. Здесь не хотелось бы ещё раз заострят значимость русского языка, но хотелось бы подчеркнуть, что проблему в какой-то мере можно решить с помощью строительства большего количества мечетей с этнической ориентированностью. Мечети России должны базироваться изначально на традициях в том числе и языковых. Русский язык как язык межнационального общения мало пострадает, а мусульмане смогут воспитать свою молодёжь в рамках уважения к своей и чужой культуре. А когда мы будем в единообразном порыве защищать только облегченный русскоязычный ислам мы можем забыть о традиционном исламе и дать возможность псевдосалафитам вести свои доступные для широкой общественности проповеди.
Помимо вышеперечисленных методов работы идёт и планомерное воспитание студентов через спортивные мероприятия, в основном через коллективные виды спорта и национальные виды спорта. Например, национальная борьба является базовым видом спорта, на котором строится сложный воспитательный процесс. Национальные виды спорта среди  татарского народа основаны, прежде всего, на принципах шариата. Поэтому нам необходимо поддерживать такие виды спорта и использовать другие, которые активно использовал наш Пророк. На наш взгляд эти спортивные состязания лучше всего связывать с национальными и религиозными праздниками и памятными датами. Например, сабантуй как татарский национальный праздник давно превратился в некое формализированное мероприятие, которое далеко от национальных культурных традиций. Сегодня необходимо отойти от формального подхода к таким вопросам. К сожалению не все понимают, что формализация мероприятия ведёт к отчуждению верующей молодёжи от конструктивной деятельности.
Руководство нашего вуза уделяет большое внимание общественной деятельности студентов. Наши студенты ведут активный образ жизни, участвуют в работе различных общественных организаций. Этому способствуют и сами преподаватели и сами студенты, имеющие активную жизненную позицию, которые самостоятельно находят возможность своей с самореализации. Например, студенты активно принимают участие в работе клуба «Шарык» и центра исламской культуры «Иман». Студенты довольно тесно общаются со своими ровесниками из других вузов и других регионов нашей страны. Наши ученики активно участвуют в проведении и подготовке Фестиваля мусульманской молодёжи. Во время ежегодной поездки мусульман в город Булгар студенты РИИ проводят различные мероприятия. Студенты РИИ также не обходят стороной и различные благотворительные акции. Например, наши студенты активно участвуют во время праздника Курбан и во время разговения в Священный месяц Рамазан. Студенты организовали благотворительную акцию в поддержку детей сирот. При этом студенты приготовили еду самостоятельно на собственные деньги. Студенты также ежегодно участвуют в акции по добровольной сдаче крови. Вообще общественная деятельность студентов является составной частью воспитания студентов. Поэтому руководство нашего университета всячески поддерживает и поощряет инициативу студентов.
Студенты имеют разную степень богобоязненности, и они молоды. Мы прекрасно пониманием, что люди воспитаны в современном обществе, в современной школе должны иметь разный подход в религиозном воспитании, адаптированным к современным условиям. Для более эффективной работы со студентами руководство РИИ поддерживают тесные отношения с родителями наших подопечных. Для студентов предусмотрены разные программы социальной поддержки и т.д. У студентов РИИ существует система студенческого самоуправления. Руководители студенческого самоуправления следят за порядком в общежитии и в учебных аудиториях  и взаимодействуют с руководством вуза.
 В качестве вывода к данной статье мы должны отметить, что в РИИ накоплен уникальный опыт воспитательной деятельности. Конечно же, можно отметить и явные недостатки и недоработки в воспитании наших студентов. Однако данный опыт уникален и востребован нашим обществом и необходим для стабильного развития Российского государства. К сожалению, этот опыт пока мало востребован и практически не учтён. Поэтому хотелось бы более, активно использовать опыт нашего вуза.
Литература
1. Сейд Мухаммад Накыб аль-Аттас. Введение в метафизику ислама. Изложение основополагающих элементов мусульманского мировоззрения. - Москва – Куала Лумпур, 2001. – С. 410.
2. Сейфеддин Языджы. Основы исламских знаний. - Москва, САД, 2007. – С. 346.
3. Абд ал-Малик ас-Сади. Исламское вероучение. - Казань, РИУ, 2008. – С. 260.
4. Проф. Др. А. Саим Кылавуз. Исламское вероучение (акыда). - Москва, САД, 2007. – С. 212.
5. История мусульманской мысли в Волго-Уральском регионе. - Казань, ДУМ РТ, 2009. – С. 374.
6. Валиулла Якупов. Центр «Иман»: 20 лет служение умме (сборник материалов и документов). - Казань, 2010/1431. – С. 264.
7. Валиулла Якупов. Ислам в Татарстане в 1990-е годы. - Казань, 2005. – С. 143.
8. Валиулла Якупов. Минтимер Шаймиев и исламское возрождение в Татарстане. - Казань, 1427/2006. – С. 190.
9. Рафаэль Хаким. Джадидизм (Реформированный ислам). - Казань, 2010. – С. 208.


Комментариев нет:

Отправить комментарий