VI. Урянхайцы
(на Улуг-хеме)
Урянхайцы-ламаиты говорят, что душа
умершего хорошего человека улетает в землю Бога, на небо, а душа худого
человека в землю Эрлик-хана. Урянхайцы, как ламаиты, так и шаманисты, не хоронят
своих покойников, а кладут их на поверхности земли. Душа умершего хорошего
человека, прилетевши к Богу, перерождается там и делается чистой через 49 дней,
а душа худого человека остается в распоряжение Эрлик-хана, сделавшись его
слугой, т.е. младшим эрликом. Хорошая ли душа, или худая, определяют
обыкновенно по книгам ламы. Земля имеет 3 слоя. Небес 33, отделений ада 18,
эрликов старших тоже 18, а младших несметное количество. Душа шамана, по словам
лам, ни на небе, ни под землей не принимается: она живет то в камнях, то в
деревьях. Урянхайцы шаманисты, подобно Бельтирам, Каргинцам и Каларам говорят,
что душа шамана, как и всякого другого человека, спускается через 3 слоя земли
и приходит в землю Эрлик-хана, освещенную своим солнцем и своей луной и населенную
своими людми.
(Черного Иртыша)
Урянхайцы, кочующие в Северной
Монголии по Черному Иртышу, делают из древесных ветвей подобие стола и кладут
на него покойника. Если покойник пользовался уважением народа, то возле него
ставится его изображение, вытесанное из камня или вырезанное из дерева. Подле
покойника кладутся вещи, употреблявшиеся в этом мире.
(На Хуа-хеме)
Мертвых увозят в степь. Умерших
отпевают монгольские ламы: сначала в юрте, а потом в степи. В степи покойника кладут или прямо на землю,
или на полатях, устроенных на сучьях. Таких покойников съедают волки, собаки и
хищные птицы. Лам сжигают, чиновников хоронят в таких местах, куда не проникают
домашние животные.
(Округа Тарбагатай)
По происхождению они разделяются на
три кости: чёрную кость (простые люди), среднюю кость (богачи и чиновники) и
белую кость (духовенство и праведники). Простолюдинов бросают на степи; людей белой кости предают сожжению; людей
средней кости погребают, если решит хелин (священник); в противном случае бросают на степи, как и
людей чёрной кости.
Если умирает лама, то духовенство,
отовсюду собравшееся, обкладывают его ватой, обливают конопляным маслом и
предают сожжению. Жгут вообще только наиболее чтимых. Потом собирают пепел от
сожженного трупа великого ламы и, смешавши с водой, делают из него тесто,
которое вмешивается в глину, разведенную для лепки какого нибудь идола (бурхан).
Калмыки и Урянхайцы говорят, что покойник, преданный здесь сожжению, на том
свете будет чистым, святым.
Простых людей (чёрную кость) бросают
на степи, подостлавши под них худенький войлок. Под голову умершего
простолюдина кладут седло, в руку-трубку, на самого надевают (зимой) шубу, у
головы иногда привязывают коня. Урянхайцы и Калмыки думают, что все эти вещи
понадобятся умершему на том свете, где
будет продолжение здешней жизни. Случалось, что Киргизы уводили коней,
привязанных около головы покойника. Если уводили коней, привязанных около
головы покойника. Если у покойника нет жены, и детей, то всё его имущество
переходит в полную собственность ближайшего монастыря или лам.
Похороны людей среднй кости
происходят почти так же, как и людей чёрной кости, только с той разницей, что
первых кладут в могилу, а вторых на поверхности земли.
У головы покойника разводят огонь и
жгут бумагу. Покойника обливают конопляным маслом, чтобы собаки съели его
скорее обыкновенного. Чем скорее собаки съедят покойника, тем более радуется
родня. При похоронах пьют водку и плачут. Возвратившись домой, старший в юрте
брызжет пальцами несколько капель водки на идола, стоящего в переднем углу, на
огонь, направо и налево, и потом все начинают пить водку, поминая покойника.
Комментариев нет:
Отправить комментарий