четверг, 12 июля 2018 г.


В связи с состоявшейся конференцией хотелось бы также обратиться к историческому наследию татарского народа. Необходимо понимать, что татары-мусульмане после присоединения к Московскому государству начинают приспосабливаться к новым условиям, когда мусульмане вошли в состав христианского государства. В принципе изначально мусульмане уже пережили завоевание со стороны язычников монгол. Именно жители Среднего Поволжья смогли убедить правителей Золотой Орды или Улуса Джучи смогли убедить правителей перейти в ислам. Как известно хан Узбек официально принял ислам. Однако христианская колонизация происходила немного иначе. Колонизация несла за собой христианизацию. Где то христианизация проходила добровольно, где-то насильственно. Законы нового государства запрещали создавать любые религиозные институты. Духовенство оказалось вне закона. Такой же участи подверглись религиозные учителя. Имамы не могли долгое время легально вести проповеди и обучение прихожан. Ситуация изменилась только в эпоху Екатерины II когда в Казани разрешили и построили в  1767 году первую каменную мечеть (мечить Марджани). После мечети начинают легализовываться и медресе. Далее в 1788 году была организовано Духовное управление мусульман (Махкамаи Шаргия Мухаммадия Ырынбургия) в Уфе.
Ислам для народов Поволжья стал устойчивой религиозной традицией более тысячи лет назад. Это привело к тому, что культура народа была выстроена вокруг учения ислама. Однако долгий перерыв в легальном исповедании религии привел к развитию устной традиции передачи информации. Поэтому многие исторические и религиозные источники, которые народом использовались были написаны только в 18 веке. Появившиеся медресе в 18 веке у татар были ориентированы на Среднюю Азию. Однако очень скоро татары очень быстро переориентировали их на национальный родной язык. И вплоть до революции 1917 года медресе были единственными национальными учебными заведениями татар Поволжья и Приуралья.
Наиль Гариф, кандидат исторических наук, председатель Центра исламской культуры «Иман»

Комментариев нет:

Отправить комментарий