О возможности существования каменоломен в окрестностях пригорода Билярска
Сообщения члена-сотрудника М.Н. Аристова
(Приложение к протоколу IX-го Общего Собрания Общества)
Древний Биляр стоял на месте нынешнего пригорода Билярска и был главным средоточием древней булгарской цивилизации, судя по немногим историческим известиям и преданиям, дошедшим до нас. Многие предпологают, что Биляр был важнее даже Болгар, причем указывают на значительное количество городищ и валов, следы которых видны и до сих пор на правом берегу реки Малого Черемшана, в 2-3 верстах от Биляра, по направлению к реке Каме. Эти валы, тянущиеся в три ряда до села Горок, кажется, никем ещё не были исследованы, и неизвестно, относятся ли они к периоду Биляра, или к более позднему периоду закамской линии. На постройку Биляра и соседних с ним городищ употреблялся камень: твердая разновидность песчаника и известняка, как изобличает мусор, находимый в большом количестве на месте городищ. Но где же брался этот камень? В окружности Билярска, на расстоянии 30 – 40 верст, сколько известно, нет каменных пластов, выступающих наружу и удобных для добывания из них камня.
Рычков в статье своей «Описание достопамятных развалин Болгарского города Булумера, в пригороде Билярске находящихся» (Журн. Путеш. Стр. 21 – 22) высказал мысль, что камень для постройки Биляра был доставляем с берегов Камы. Предположение это едва ли может быть допущено, так как Биляр лежит от Камы в 45 верстах, и доставка камня в большом количестве на таком дальнем расстоянии и при тогдашних недостаточных средствах передвижения должна бы была представлять громадные затруднения.
Нельзя ли скорее предположить, что каменоломни были где нибудь недалеко по соседству с Биляром, но впоследствии следы их по разным причинам исчезли? На эту мысль наводить следующее обстоятельство. В сентябре прошлого года я случайно услыхал от одного крестьянина, что на склоне оврага, находящегося на средине дороги из деревни Бутлеровки в село Арбузов Баран, появились камни странной формы, мешающие паханию. Эта местность находится в 6 – 8 верстах от Билярска и в 2 – 3 верстах от городища, расположенного на восток от слободы Никольский Баран, и лежит по речке Юмышке или Ямышке, протекающей от Бутлеровки к Арбузову Барану по глубокому оврагу, левая сторона которого покрыта лесом, правая же – степная. На этой степной стороне, по преданию, были расположены поселенья, по сказанию других – Башкирцев, которые впоследствии были вытеснены русскими. На средине расстояния между Бутлеровкой и Арбузовым Бараном левый склон оврага довольно полог и представляет как бы дугу, обращенную своей вогнутой стороной к речке, что особенно заметно у основания ската. Русло речки в этом месте представляет прямую линию. Этот скат года четыре тому назад был покрыт мелким леском, в котором самые толстые деревья не достигали трех вершков в диаметре. Но потом лес был вычищен и скат распахан. Сначала камни не попадались и только прошлым летом стали обнаруживаться. По недостатку времени я мог произвести только самые поверхностные раскопки. Верхний слой почвы состоит из суглинка, смешанного с песком, а далее следует песок серый; толщина этого слоя неизвестна.
Как в верхнем, так и в следующем слое находится много камней твердого песчаника и известняка разнообразной величины и имеющих клиновидно-удлинненную форму (вытянутых тетраэдров). Кроме тог попадаются бесформенные массы, состоящие из песчаника, который при высыхании рассыпается и обнаруживает различной величины клиновидные осколки известняка и твердого песчаника, заключенные в нём.
Поверхность камней не выветрилась, что служит до некоторой степени доказательством, что они произошли при участии человека. Как известняк, так и твердый песчаник тождественны с камнями, находимыми в городищах. Мне кажется, что, на основании сказанного, можно с некоторою вероятностью предположить, что именно в этой местности добывали прежде камень для построек. Как обращики камней, имею честь представить при сем кусок твердого песчаника и песчаника с заключенными в нем кусками известняка.
Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. – Казань, 1879 год. Том 2. – С.100 – 102.
Комментариев нет:
Отправить комментарий