Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!
Сегодня мы мусульмане Республики Татарстан отмечаем юбилей видного сына татарского народа Гали Чокрыя. Имя этого славного представителя мусульманского духовенства XIX столетия связано с его творчеством. К сожалению, оно сегодня малоизвестно. Больше Гали Чокрыя знают как поэта и суфия. Но суфизм это не только поэзия, но прежде всего, это система мусульманского воспитания. Причём воспитания всестороннего, то есть подготовка человека к жизни в этом бренном мире с опорой на Всевышнего Аллаха.
Во многом произведения Гали Чокрыя пронизаны патриотизмом. Возьмем, к примеру, его знаменитое стихотворение переведённое на русский язык «Ода родине». Здесь как никгде сквозит генеральная линия почитания памяти предков и булгарского наследия татарского народа. Почему главным предметом в стихах стала поминание родине, да потому что традиционный ислам, за который мы ратуем, то есть мазхабический, который практиковался нашими предками 1400 лет поминальные обряды в адате только приветствует и даёт народу систему привязанности к родной земле и своей культуре. Сейчас татарское и башкирское общество раздирают противоречия кто мы больше татары или башкиры. Сам Гали Чокрый родился в деревне Старый Чокыр Татышлинской волости Бирского уезда Уфимской губернии (ныне Верхне-Татышлинский район республики Башкортостан). И это даёт повод для башкир причислять человека к башкирам. Шаджаре, которое опубликовал Марсель Ахметжанов относит его предков к Манкы бию, который служил у Чингизхана. Тем самым как бы подтверждается его татарское происхождение. Однако необходимо отметить что нам сейчас надо заниматься не поиском чистой родословной или крови, а тем каким он был мусульманином и перенимать опыт того времени. Вряд ли я думаю, Гали Чокрый рассуждал о том кто он больше башкир или татарин. Он как суфий искал довольство Всевышнего Аллаха и его поэтические произведения тому являются яркими свидетельствами. Там нет споров об этническом происхождении. Он Булгар рассматривает как объединяющий центр всех мусульман нашего региона, а не как родину только булгарского народа. Это подтверждают и стихотворение о Казани, как центре знаний и веры мусульман Поволжья и Приуралья. При существовании известного Оренбургского Магометанского Духовного собрания в городе Уфе Гали Чокрый обращает свой взор к Казани как центру тогдашних мусульман Поволжья и Приуралья. Казань Гали Чокрый рассматривает как преемницу Великого Булгара и связывает уничтожение Булгара с риваятами об Амире Тимуре. Этот сюжет в данном контексте также не случаен, Аксак Тимур или Амир Тимур почитаемая личность у части суфиев Накшбандийского тариката Поволжья и не зря, что Муслими в своей книге оправдывал действия Амир Тимура по отношению к Булгару. Однако среди части мусульман и в том числе суфиев эта точка зрения не была столь популярной как казалось бы. Например в известном дастане Идегей действия Тимура подвергаются критике. Видимо среди шейхов шла конкурентная борьба за влияние на своих прихожан и часть риваятов отражает неоднозначное отношение к историческим событиям того времени. Гали Чокрый как мы видим из произведения как раз относит себя к оппонентам Тимура и соответственно называет его оскорбительным Аксак Тимуром (Хромым Тимуром). К сожалению его религиозные взгляды практически не изучены и требуют в дальнейшем изучения не только творчества, но религиозной и общественной деятельности этого мусульманского деятеля. Гали Чокрый большое внимание в творчестве уделяет восприятию самой природы. Каждому сезону года есть определённое стихотворение, которые семантически неразрывно с Исламом и мудростью Всевышнего Аллаха. Казалось бы времена года и смена сезона обыденное явление, которое мы практически не замечаем красоту природы и созданий Всевышнего. Однако благодаря таким произведениям мы учимся любить природу, все создания Всевышнего Аллаха и через эту любовь приближаться к своёму создателю. Чему обычно учат практически все суфийские шейхи. Поэзия в данном виде является прекрасным инструментом для человека обратить внимание на обыденные явления природы и повседневный свой быт. Гали Чокрый выдающийся представитель ислама, который, к сожалению на сегодняшний день мало известен за пределами Волго-Уральского региона. Поэтому творчество Гали Чокрыя необходимо изучить и тщательно проанализировать. Тщательное изучение позволит нашим потомкам в дальнейшем понять не только поэтические произведения этого автора, но главное понять особенности традиционного «мазхабического» Ислама, которому сейчас приписывают понятие ретроградный. Ретроградство в Исламе нет, религия, как и сам Всевышний Аллах существует вне времени и мы не можем прогрессировать во взглядах особенно религиозных, мы можем только почитать традицию и собственную культуру, которая кстати тоже весьма статична. Гарипов Н.К., кандидат исторических наук, председатель Научно-экспертного совета Центра исламской культуры «Иман» г. Казани
Во многом произведения Гали Чокрыя пронизаны патриотизмом. Возьмем, к примеру, его знаменитое стихотворение переведённое на русский язык «Ода родине». Здесь как никгде сквозит генеральная линия почитания памяти предков и булгарского наследия татарского народа. Почему главным предметом в стихах стала поминание родине, да потому что традиционный ислам, за который мы ратуем, то есть мазхабический, который практиковался нашими предками 1400 лет поминальные обряды в адате только приветствует и даёт народу систему привязанности к родной земле и своей культуре. Сейчас татарское и башкирское общество раздирают противоречия кто мы больше татары или башкиры. Сам Гали Чокрый родился в деревне Старый Чокыр Татышлинской волости Бирского уезда Уфимской губернии (ныне Верхне-Татышлинский район республики Башкортостан). И это даёт повод для башкир причислять человека к башкирам. Шаджаре, которое опубликовал Марсель Ахметжанов относит его предков к Манкы бию, который служил у Чингизхана. Тем самым как бы подтверждается его татарское происхождение. Однако необходимо отметить что нам сейчас надо заниматься не поиском чистой родословной или крови, а тем каким он был мусульманином и перенимать опыт того времени. Вряд ли я думаю, Гали Чокрый рассуждал о том кто он больше башкир или татарин. Он как суфий искал довольство Всевышнего Аллаха и его поэтические произведения тому являются яркими свидетельствами. Там нет споров об этническом происхождении. Он Булгар рассматривает как объединяющий центр всех мусульман нашего региона, а не как родину только булгарского народа. Это подтверждают и стихотворение о Казани, как центре знаний и веры мусульман Поволжья и Приуралья. При существовании известного Оренбургского Магометанского Духовного собрания в городе Уфе Гали Чокрый обращает свой взор к Казани как центру тогдашних мусульман Поволжья и Приуралья. Казань Гали Чокрый рассматривает как преемницу Великого Булгара и связывает уничтожение Булгара с риваятами об Амире Тимуре. Этот сюжет в данном контексте также не случаен, Аксак Тимур или Амир Тимур почитаемая личность у части суфиев Накшбандийского тариката Поволжья и не зря, что Муслими в своей книге оправдывал действия Амир Тимура по отношению к Булгару. Однако среди части мусульман и в том числе суфиев эта точка зрения не была столь популярной как казалось бы. Например в известном дастане Идегей действия Тимура подвергаются критике. Видимо среди шейхов шла конкурентная борьба за влияние на своих прихожан и часть риваятов отражает неоднозначное отношение к историческим событиям того времени. Гали Чокрый как мы видим из произведения как раз относит себя к оппонентам Тимура и соответственно называет его оскорбительным Аксак Тимуром (Хромым Тимуром). К сожалению его религиозные взгляды практически не изучены и требуют в дальнейшем изучения не только творчества, но религиозной и общественной деятельности этого мусульманского деятеля. Гали Чокрый большое внимание в творчестве уделяет восприятию самой природы. Каждому сезону года есть определённое стихотворение, которые семантически неразрывно с Исламом и мудростью Всевышнего Аллаха. Казалось бы времена года и смена сезона обыденное явление, которое мы практически не замечаем красоту природы и созданий Всевышнего. Однако благодаря таким произведениям мы учимся любить природу, все создания Всевышнего Аллаха и через эту любовь приближаться к своёму создателю. Чему обычно учат практически все суфийские шейхи. Поэзия в данном виде является прекрасным инструментом для человека обратить внимание на обыденные явления природы и повседневный свой быт. Гали Чокрый выдающийся представитель ислама, который, к сожалению на сегодняшний день мало известен за пределами Волго-Уральского региона. Поэтому творчество Гали Чокрыя необходимо изучить и тщательно проанализировать. Тщательное изучение позволит нашим потомкам в дальнейшем понять не только поэтические произведения этого автора, но главное понять особенности традиционного «мазхабического» Ислама, которому сейчас приписывают понятие ретроградный. Ретроградство в Исламе нет, религия, как и сам Всевышний Аллах существует вне времени и мы не можем прогрессировать во взглядах особенно религиозных, мы можем только почитать традицию и собственную культуру, которая кстати тоже весьма статична. Гарипов Н.К., кандидат исторических наук, председатель Научно-экспертного совета Центра исламской культуры «Иман» г. Казани
Комментариев нет:
Отправить комментарий