По доброй местной традиции республиканская власть делает
подарки своим сторонникам с щедростью достойной многих современных олигархов.
Итак ДУМ РТ получило новое здание на Тукая 38. Всё бы хорошо. Но есть одно но.
Ведущий первый заместитель Рустем хазрат Батров рассказал об истории здания.
Сказал, что это был дом купца Галеевых, где долгие годы проживал Галимджан
Баруди, первый выбранный в России муфтий. Но забыл сказать о том, что в конце
прошлого столетия это здание было передано Центру исламской культуры «Иман»,
которую возглавлял Валиулла хазрат Якупов. После убийства, о Валиулле хазрате
стали говорить не просто меньше, а скажем так по возможности мало. Да, есть,
конечно «Якуповские» чтения. Но дело Валиуллы хазрата пытаются довести до абсурда.
Да и говорить о центре «Иман» конечно же не удобно, тем более первому
заместителю Председателя ДУМ РТ. Но все же я напомню, что это здание впервые
ремонтировалось за счет средств Центра исламской культуры «Иман». Долгие годы
все собрания и мероприятия Центра «Иман» проходили по этому адресу.
Но я хотел говорить не только об этом. Я хотел бы заострить
внимание на другом вопросе. Здание на перекрестке Лобачевского и Дзержинского
такое же историческое здание, как и на ул. Тукая. В своё время Татарский
общественный центр располагался в этом здании, потом он переехал в здание по
адресу ул. Карла Маркса 41. Много воды утекло. Но в свое время нахождение
Татарского общественного центра не за Булаком, а в исторической русской части города,
и тем более около парка «Черное озеро», где в своё время висели таблички «вход
татарам и собакам запрещён», расценивалась как победа над многовековой
ущемленностью коренного татарского населения. Затем в здание переехал ДУМ РТ,
что также означало повышение статуса мусульманского духовенства в республике. Сегодня,
к сожалению, статус ДУМ РТ незаметно снижают, это делается намеренно и
целенаправленно. Со мной можно не соглашаться. Я думаю будет аргумент с
многотысячным ифтаром и новым зданием на ул. Тукая. Но новое здание находится
на территории старо-татарской слободы, по сути это было дореволюционное гетто
татар-мусульман, и большинство татар не появлялось на русской стороне города,
также как и русские которые редко бывали на татарской стороне. Даже
исторические события 17-18 гг. показывают о том, что попытку создания
независимого национального государства было связано с названием старо-татарской
слободы – забулачкой. Да, для туристического маршрута и экономической выгоды
восстановление старо-татарской и ново-татарской слобод интересно. Но с точки
зрения политической целесообразности, этот шаг назад, почти на сто лет, в эпоху
дореволюционного гетто. Сегодня муфтий Татарстана лицо публичное и знаковое для
многих соплеменников. Поэтому от расположения его резиденции зависит и его
статус. Если резиденция отдалена от административного центра, значит и статус
понижен. Пока молодой и амбициозный муфтий может этого и не понимать, но
пройдёт время и в этом убедятся многие. Ведь не зря Православная церковь так
яростно борется за здания, которые находятся в Казанском кремле. Православная
церковь понимает, если епархия будет располагаться в Кремле её статус в
республике резко повысится. А пока такой очевидный проигрыш национальной
политики можно списать на молодость нынешнего муфтия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий