Реформа образования по-кадимистки
Статьи, касающиеся школьного вопроса, занимали в журнале особое место. Ведь борьба кадимистов и джадидистов именно в этом вопросе послужила основой для возникновения и дальнейшего развития настоящего идеологического конфликта между двумя течениями татарской общественной мысли второй половины XIX — начала XX века.
В школьной тематике особо выделяется полемика с джадидистами в связи с введением ими в медресе звукового метода обучения татарскому языку (см. об этом "Что есть что: звуковой метод — Ред.) и светских наук. Критикуя в многочисленных своих публикациях позиции джадидистов в отношении введения звукового метода и светских наук, кадимисты в числе прочих целей преследовали ещё одну: они искали сторонников для удержания за собой освоенных мест в мектебах и медресе, сохранения прежнего авторитета среди населения.
Один из "пунктов" противоборства между джадидистами и кадимистами — это вопрос реформирования старых школ и медресе. Уже в материалах первого номера журнала этому вопросу уделяется обострённое внимание. Речь идёт о введении в школьную программу светских предметов. Джадидисты предлагали: "…нужно ввести новые светские предметы в программу школ и медресе, обучающих религиозным предметам. Это должно произойти за счёт сокращения религиозных наук". В ответ на это кадимисты выражают своё недовольство и беспокойство: "…если идти таким путём, то важность обучения религиозным наукам будет уменьшаться; каждый будет стремиться к постижению светских предметов, и, в конце концов, влияние религии ослабнет совсем". Оренбургский журнал предостерегает татар: "…Народы Европы поддались обучению светским наукам и просвещению и теперь среди них мало приверженцев религии; если мы пойдём таким же путём, то и с нами случится то же самое".
С введением в программу светских наук отношения между учителями и учащимися-шакирдами тоже обостряются: "джадидисты, ругая медресе и подстрекая шакирдов против учителей, обострили отношения между преподавателями и шакирдами, посеяли между ними семена раздора". Более того, не удовлетворяясь этим, пишет журнал, джадидисты "начали отвращать шакирдов от должностей мулл и учителей, даже дошли до того, что шакирд в медресе стал очень плохо относиться к учёбе".
Известный апологет кадимизма Ишмухаммет Динмухаметов (Ишми ишан) так рассуждает в своих статьях о звуковом методе изучения татарского языка и о светских науках, вводимых джадидистами в программы школ и медресе: "В последнее время распространилось явление, идущее против шариата: последователи звукового метода собирают вокруг себя детей и обучают их по-новому; они утверждают, что "…их новый метод, основанный на звуковом обучении буквам и нарушающий старый слоговой метод обучения, — самый лучший из методов обучения"; "И если ты сомневаешься и твоей душе тяжело определиться с этими двумя делами (старый и новый метод изучения языка — Р.М.), то поставь их на весы: с одной стороны — истину, с другой — ложность предпочтения нового метода, отступившего от веры, в то время как они (джадидисты — Р.М.) говорят, что старый метод тяжёл, а наш метод очень лёгок для приёма, и предпочтение это — предпочтение порочное, противоречащее весам шариата, и в конечном счёте ведёт это к полной бесполезности, несостоятельности и ложности их метода".
А вот что писал И.Динмухаметов против преподавания географии: "Эти отступившие от религии джадидисты выступают в защиту географии. Они доказывают то, что отрицает Коран, и отрицают то, что доказывает Коран. География — это наука, которая противоречит Корану и Пророку Мухаммаду, наука кафиров (неверных, т.е. не мусульман — Ред.)".
Из следующего утверждения видно, что И. Динмухаметов в принципе не был против обучения татарских детей русскому языку, но всё-таки полагал, что в деревнях это несло больше вреда, чем пользы. Поэтому, по его мнению, такое обучение должно было проводиться в городах под бдительным надзором полиции и только после того, как дети в совершенстве овладеют основами веры и исламской этики.
Другой автор оренбургского журнлала, высказываясь о предметах, которые должны преподаваться в начальной школе, писал: "…нельзя вводить в школы "ибтидаия" (начальная ступень обучения в медресе — Р.М.) светские предметы, а необходимо преподавать следующие науки: сарф (морфология), иман (вера), игътикад (основы веры), давать знания о молитве, посте, хадже и закяте, Коране и таджвиде (правилах чтения Корана — Р.М.)".
В одной из журнальных статей приводился рассказ человека, который получил обучение в новометодной школе. Проучившись шесть лет, он возвращается в свою деревню. Соседский старик задаёт ему вопрос, касающийся молитвы. Шакирд, просмотрев книги, по которым он обучался, не находит ответа. Отчаявшись, он выходит на улицу и видит мальчика, возвращающегося из старометодной школы. В ответ на его вопрос мальчик даёт обстоятельный ответ. Поразившись этому, шакирд призывает своих друзей учиться в старометодных медресе. Теперь он понимает, что зря потерял время, ибо знания, полученные им, никогда ему не пригодятся.
"В последнее время распространилось новое учение, во главе которого стоят так называемые "муаллимы" (от арабского "му'аллим" — обучающий, учитель; здесь употреблено по отношению к преподавателям джадитских медресе — Ред.), — пишет один из авторов журнала "Дин ва магишат". — От них больше вреда, чем пользы". Он продолжает: "Кто же эти звери, приносящие народу одни лишения? Заботятся ли они о религии и о нации?". И сам же даёт ответ: "…этих людей я видел предостаточно. Все они хотя и кричат о благе народа, на самом деле заботятся о своих интересах, о том, как быстрее разбогатеть за счёт других".
По школьному вопросу на страницах журнала велась острая полемика с другими татарскими изданиями. Особенно острое противоборство шло с газетой татарских социал-демократов "Урал". Например, в одном из номеров "Дин ва магишат" за 1907 год перепечатывается статья из этой газеты под названием "Открытое письмо шакирдам". Вот некоторые выдержки из неё, описывающие жизнь шакирдов в медресе: "Положение татарских шакирдов крайне неблагополучное. Чья жизнь тяжелее и вызывает такое же чувство жалости, как их жизнь?! В тёмных и грязных медресе учатся и живут сотни шакирдов. Про питание их лучше не говорить… Всё, что изучают и знают шакирды, — это религия, религия и ещё раз религия. Бедные шакирды набивают себе голову ненужными знаниями, ограничивают свой разум, проводят свои лучшие годы в грязных медресе". Заканчивается статья следующими словами: "…Революция, продолжающаяся в России больше года, открыла глаза и татарским шакирдам. Не изучавшие ничего, кроме религии, религии и ещё раз религии, они начали кричать: наука, наука и наука".
"Дин ва магишат" публикует свой ответ. "…Содержание статей, которые пишут мусульмане (авторы журнала "Дин ва магишат" — Р.М.) и "Урал" отличается между собой так же, как отличаются огонь и вода, их нельзя собрать воедино". "Дин ва магишат" перечисляет эти отличия: журнал учит вести праведный образ жизни, газета смеётся над религией; "Дин ва магишат" призывает шакирдов под знамёна ислама, "Урал" — под знамена социалистов; "Дин ва магишат" призывает шакирдов воспитываться в медресе в религиозном духе, а "Урал" подстрекает их к тому, чтобы они покинули стены родных школ и медресе; "Дин ва магишат" пишет, что шакирдам нужно учиться основам веры, "Урал" ругает людей, обучающихся религии, называя их "попрошайками"; "Дин ва магишат" учит шакирдов уважать и превозносить своих преподавателей, "Урал" настраивает их против учителей, учит их песне "Проснись, шакирд" и другим".
Немало места журнал уделяет статьям, которые публиковала оренбургская газета "Вакыт" ("Время"). Например, в 15-м номере этой газеты в статье под названием "Религиозные медресе и светские школы" речь идёт о программе, разработанной партией "Иттифак аль-муслимин" ("Союз мусульман"). Эта программа была принята в Нижнем Новгороде 18 августа 1905 года на Первом Всероссийском съезде мусульман, и некоторые пункты этой программы касались реформирования школ. Кратко говоря о них, можно отметить, что они состоят из 23 положений и касаются следующих задач: открытие начальных школ; введение светских предметов в этих школах; реконструкция зданий медресе; предоставление различных льгот для преподавателей, работающих в этих школах (например, освобождение от воинской повинности и т.п.).
Для строительства и реконструкции обветшавших школ и медресе мусульманским общинам со стороны государства не выделялось никаких средств и оно велось на скудные пожертвования населения и меценатов. Когда местные земства начали финансировать строительство школ, И.Динмухаметов выступил с критикой подобного субсидирования: "Я утверждал и утверждаю, что постройка религиозных медресе на средства, выделяемые земством, является неправильной. Что же касается светских учебных заведений — например, здания школы в деревне Тюнтерь — это дело самого населения".
У кадимистов было немало сторонников. Вот пример. В одном из номеров журнала "Дин ва магишат" за 1907 год сообщается об открытии старометодного медресе в деревне Ялчыбай Орского уезда Оренбургской губернии. Его устроителями стали волостной старшина деревни Джагурзин Файзулла Зайнуллович и старый имам деревни Делмухаммед хазрат. Однако джадидисты пытаются устроить сюда своих учителей: второй имам деревни Газизулла Кутлубаев дает объявление в 212-м номере газеты "Вакыт": медресе требуются учителя, способные обучать по звуковому методу. Ответ не заставил себя ждать: увидев объявление, студенты Оренбурга начали писать письма, в которых изъявляли желание поехать в медресе. Однако на их пути встают два вышеупомянутых авторитетных человека этой деревни. Несмотря на противодействие со стороны джадидистов, имам Делмухаммед и Джагурзин Файзулла назначают преподавателями старометодистов…
Вплоть до своего закрытия в 1918 году журнал "Дин ва магишат" продолжал свою "кадимисткую" линию. Без малого 90 лет назад диспуты и горячие эмоции замерли на пожелтевших страницах старых изданий. Но пройдут семь десятилетий и в нынешнем татарском обществе снова вспыхнут споры между неотрадиционалистами и неореформаторами: о "татарской национальной школе" и её "русифицирующих" и "европеизирующих" антиподах, о сотрудничестве школы и мечети, о следующем нравственным ценностям предков и тем самым особом татарском театре… Прошлое не уходит раз и навсегда. Тем поучительнее чтение старых изданий.
Рустем Мухамметшин
Статьи, касающиеся школьного вопроса, занимали в журнале особое место. Ведь борьба кадимистов и джадидистов именно в этом вопросе послужила основой для возникновения и дальнейшего развития настоящего идеологического конфликта между двумя течениями татарской общественной мысли второй половины XIX — начала XX века.
В школьной тематике особо выделяется полемика с джадидистами в связи с введением ими в медресе звукового метода обучения татарскому языку (см. об этом "Что есть что: звуковой метод — Ред.) и светских наук. Критикуя в многочисленных своих публикациях позиции джадидистов в отношении введения звукового метода и светских наук, кадимисты в числе прочих целей преследовали ещё одну: они искали сторонников для удержания за собой освоенных мест в мектебах и медресе, сохранения прежнего авторитета среди населения.
Один из "пунктов" противоборства между джадидистами и кадимистами — это вопрос реформирования старых школ и медресе. Уже в материалах первого номера журнала этому вопросу уделяется обострённое внимание. Речь идёт о введении в школьную программу светских предметов. Джадидисты предлагали: "…нужно ввести новые светские предметы в программу школ и медресе, обучающих религиозным предметам. Это должно произойти за счёт сокращения религиозных наук". В ответ на это кадимисты выражают своё недовольство и беспокойство: "…если идти таким путём, то важность обучения религиозным наукам будет уменьшаться; каждый будет стремиться к постижению светских предметов, и, в конце концов, влияние религии ослабнет совсем". Оренбургский журнал предостерегает татар: "…Народы Европы поддались обучению светским наукам и просвещению и теперь среди них мало приверженцев религии; если мы пойдём таким же путём, то и с нами случится то же самое".
С введением в программу светских наук отношения между учителями и учащимися-шакирдами тоже обостряются: "джадидисты, ругая медресе и подстрекая шакирдов против учителей, обострили отношения между преподавателями и шакирдами, посеяли между ними семена раздора". Более того, не удовлетворяясь этим, пишет журнал, джадидисты "начали отвращать шакирдов от должностей мулл и учителей, даже дошли до того, что шакирд в медресе стал очень плохо относиться к учёбе".
Известный апологет кадимизма Ишмухаммет Динмухаметов (Ишми ишан) так рассуждает в своих статьях о звуковом методе изучения татарского языка и о светских науках, вводимых джадидистами в программы школ и медресе: "В последнее время распространилось явление, идущее против шариата: последователи звукового метода собирают вокруг себя детей и обучают их по-новому; они утверждают, что "…их новый метод, основанный на звуковом обучении буквам и нарушающий старый слоговой метод обучения, — самый лучший из методов обучения"; "И если ты сомневаешься и твоей душе тяжело определиться с этими двумя делами (старый и новый метод изучения языка — Р.М.), то поставь их на весы: с одной стороны — истину, с другой — ложность предпочтения нового метода, отступившего от веры, в то время как они (джадидисты — Р.М.) говорят, что старый метод тяжёл, а наш метод очень лёгок для приёма, и предпочтение это — предпочтение порочное, противоречащее весам шариата, и в конечном счёте ведёт это к полной бесполезности, несостоятельности и ложности их метода".
А вот что писал И.Динмухаметов против преподавания географии: "Эти отступившие от религии джадидисты выступают в защиту географии. Они доказывают то, что отрицает Коран, и отрицают то, что доказывает Коран. География — это наука, которая противоречит Корану и Пророку Мухаммаду, наука кафиров (неверных, т.е. не мусульман — Ред.)".
Из следующего утверждения видно, что И. Динмухаметов в принципе не был против обучения татарских детей русскому языку, но всё-таки полагал, что в деревнях это несло больше вреда, чем пользы. Поэтому, по его мнению, такое обучение должно было проводиться в городах под бдительным надзором полиции и только после того, как дети в совершенстве овладеют основами веры и исламской этики.
Другой автор оренбургского журнлала, высказываясь о предметах, которые должны преподаваться в начальной школе, писал: "…нельзя вводить в школы "ибтидаия" (начальная ступень обучения в медресе — Р.М.) светские предметы, а необходимо преподавать следующие науки: сарф (морфология), иман (вера), игътикад (основы веры), давать знания о молитве, посте, хадже и закяте, Коране и таджвиде (правилах чтения Корана — Р.М.)".
В одной из журнальных статей приводился рассказ человека, который получил обучение в новометодной школе. Проучившись шесть лет, он возвращается в свою деревню. Соседский старик задаёт ему вопрос, касающийся молитвы. Шакирд, просмотрев книги, по которым он обучался, не находит ответа. Отчаявшись, он выходит на улицу и видит мальчика, возвращающегося из старометодной школы. В ответ на его вопрос мальчик даёт обстоятельный ответ. Поразившись этому, шакирд призывает своих друзей учиться в старометодных медресе. Теперь он понимает, что зря потерял время, ибо знания, полученные им, никогда ему не пригодятся.
"В последнее время распространилось новое учение, во главе которого стоят так называемые "муаллимы" (от арабского "му'аллим" — обучающий, учитель; здесь употреблено по отношению к преподавателям джадитских медресе — Ред.), — пишет один из авторов журнала "Дин ва магишат". — От них больше вреда, чем пользы". Он продолжает: "Кто же эти звери, приносящие народу одни лишения? Заботятся ли они о религии и о нации?". И сам же даёт ответ: "…этих людей я видел предостаточно. Все они хотя и кричат о благе народа, на самом деле заботятся о своих интересах, о том, как быстрее разбогатеть за счёт других".
По школьному вопросу на страницах журнала велась острая полемика с другими татарскими изданиями. Особенно острое противоборство шло с газетой татарских социал-демократов "Урал". Например, в одном из номеров "Дин ва магишат" за 1907 год перепечатывается статья из этой газеты под названием "Открытое письмо шакирдам". Вот некоторые выдержки из неё, описывающие жизнь шакирдов в медресе: "Положение татарских шакирдов крайне неблагополучное. Чья жизнь тяжелее и вызывает такое же чувство жалости, как их жизнь?! В тёмных и грязных медресе учатся и живут сотни шакирдов. Про питание их лучше не говорить… Всё, что изучают и знают шакирды, — это религия, религия и ещё раз религия. Бедные шакирды набивают себе голову ненужными знаниями, ограничивают свой разум, проводят свои лучшие годы в грязных медресе". Заканчивается статья следующими словами: "…Революция, продолжающаяся в России больше года, открыла глаза и татарским шакирдам. Не изучавшие ничего, кроме религии, религии и ещё раз религии, они начали кричать: наука, наука и наука".
"Дин ва магишат" публикует свой ответ. "…Содержание статей, которые пишут мусульмане (авторы журнала "Дин ва магишат" — Р.М.) и "Урал" отличается между собой так же, как отличаются огонь и вода, их нельзя собрать воедино". "Дин ва магишат" перечисляет эти отличия: журнал учит вести праведный образ жизни, газета смеётся над религией; "Дин ва магишат" призывает шакирдов под знамёна ислама, "Урал" — под знамена социалистов; "Дин ва магишат" призывает шакирдов воспитываться в медресе в религиозном духе, а "Урал" подстрекает их к тому, чтобы они покинули стены родных школ и медресе; "Дин ва магишат" пишет, что шакирдам нужно учиться основам веры, "Урал" ругает людей, обучающихся религии, называя их "попрошайками"; "Дин ва магишат" учит шакирдов уважать и превозносить своих преподавателей, "Урал" настраивает их против учителей, учит их песне "Проснись, шакирд" и другим".
Немало места журнал уделяет статьям, которые публиковала оренбургская газета "Вакыт" ("Время"). Например, в 15-м номере этой газеты в статье под названием "Религиозные медресе и светские школы" речь идёт о программе, разработанной партией "Иттифак аль-муслимин" ("Союз мусульман"). Эта программа была принята в Нижнем Новгороде 18 августа 1905 года на Первом Всероссийском съезде мусульман, и некоторые пункты этой программы касались реформирования школ. Кратко говоря о них, можно отметить, что они состоят из 23 положений и касаются следующих задач: открытие начальных школ; введение светских предметов в этих школах; реконструкция зданий медресе; предоставление различных льгот для преподавателей, работающих в этих школах (например, освобождение от воинской повинности и т.п.).
Для строительства и реконструкции обветшавших школ и медресе мусульманским общинам со стороны государства не выделялось никаких средств и оно велось на скудные пожертвования населения и меценатов. Когда местные земства начали финансировать строительство школ, И.Динмухаметов выступил с критикой подобного субсидирования: "Я утверждал и утверждаю, что постройка религиозных медресе на средства, выделяемые земством, является неправильной. Что же касается светских учебных заведений — например, здания школы в деревне Тюнтерь — это дело самого населения".
У кадимистов было немало сторонников. Вот пример. В одном из номеров журнала "Дин ва магишат" за 1907 год сообщается об открытии старометодного медресе в деревне Ялчыбай Орского уезда Оренбургской губернии. Его устроителями стали волостной старшина деревни Джагурзин Файзулла Зайнуллович и старый имам деревни Делмухаммед хазрат. Однако джадидисты пытаются устроить сюда своих учителей: второй имам деревни Газизулла Кутлубаев дает объявление в 212-м номере газеты "Вакыт": медресе требуются учителя, способные обучать по звуковому методу. Ответ не заставил себя ждать: увидев объявление, студенты Оренбурга начали писать письма, в которых изъявляли желание поехать в медресе. Однако на их пути встают два вышеупомянутых авторитетных человека этой деревни. Несмотря на противодействие со стороны джадидистов, имам Делмухаммед и Джагурзин Файзулла назначают преподавателями старометодистов…
Вплоть до своего закрытия в 1918 году журнал "Дин ва магишат" продолжал свою "кадимисткую" линию. Без малого 90 лет назад диспуты и горячие эмоции замерли на пожелтевших страницах старых изданий. Но пройдут семь десятилетий и в нынешнем татарском обществе снова вспыхнут споры между неотрадиционалистами и неореформаторами: о "татарской национальной школе" и её "русифицирующих" и "европеизирующих" антиподах, о сотрудничестве школы и мечети, о следующем нравственным ценностям предков и тем самым особом татарском театре… Прошлое не уходит раз и навсегда. Тем поучительнее чтение старых изданий.
Рустем Мухамметшин
Я бы сказал, что прошлое возвращается. Люди не меняются веками .
ОтветитьУдалить