Ситуация вокруг запрета ваххабизма обостряется. Часть мусульманского духовенства и экспертного сообщества положительно оценило инициативу молодого председателя ДУМ РТ. В частности инициативу одобрил Альбир Крганов, из экспертов это Роман Силантьев и Раис Сулейманов. Однако Совет муфтиев России выразил свое несогласие с предложением Председателя ДУМ РТ Камиля Самигуллина на Межрелигиозном совете России, о котором мы писали в прошлом сообщении. По мнению экспертов СМР ваххабизм не является экстремистской идеологией. Давайте рассмотрим определение экстремизм. Экстреми́зм (от лат. extremus — крайний, чрезмерный) — приверженность крайним взглядам, методам действий (обычно в политике. Экстремизму подвержены как отдельные люди, так и организации, преимущественно политические. Как мы с вами можем видеть, понятие трактуется весьма широко и главным критерием является крайность взглядов. Федеральный закон № 114 трактует экстремистские действия следующим образом: «пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии». Здесь тоже мы видим размытость понятия. Под понятие экстремизм можно записать любую идеологию. С одной стороны это дает возможность в экстремизме обвинить любую идеологию и вызывает обеспокоенность у некоторых религиозных деятелей. Но с другой стороны мы можем констатировать, что для нашего региона существуют как раз богатая религиозная традиция, которая формировалась в течении тысячи лет, были разные условия развития богословия и так далее. У народа была выработана определенная система знаний и поклонений, которая была встроена в религиозное учение. Ваххабизм сравнительно новое течение, которое возникло в 18 веке. Если рассматривать эту идеологию в историческом ключе, то ещё в начале 20 века кадимисты крайне отрицательно относились к этой идеологии. Удивительным реверансом в адрес ваххабизма звучит выступление экс-заместителя председателя ДУМ РТ и экс-проректора по научной работе, без ученой степени на страницах сайта «Бизнес онлайн». Из его уст крайне удивительно слышать о татарском богословии, который весь без исключения якобы крайне положительно оценивал труды идеологов ваххабизма. Увы и ах господин бывший проректор и заместитель это не так. Кроме джадидов и подобных религиозных либералов в татарском обществе в начале 20 века преобладали взгляды консерваторов, которые были ярыми противниками ваххабизма. Для ознакомления можно почитать номера журнала «Дин ва магыйшат» или газету «Баян уль Хакк» тех лет.
Таким образом, инициатива председателя ДУМ РТ вызвало неоднозначную реакцию в религиозном сообществе и этого следовало ожидать. Подобная борьба с чуждой идеологией привела к трагедии в 2012 году, тогда был убит Валиулла хазрат Якуб. Камиль Самигуллин я думаю, знает, на что идёт и видимо к этому его подталкивают определенные структуры, которые заинтересованы в подобной борьбе идеологий. Но любая борьба требует жертв, смогут ли современные бойцы избежать ошибок и новых трагедий. Это большой вопрос.
Н. Гариф
Комментариев нет:
Отправить комментарий