Что есть что: звуковой метод
Звуковой метод ("Усуль ас-саутия". Другой вариант — "Усуль ал-джадит" — "Новый метод". Отсюда — "джадидизм"). Начал использоваться при изучении языков в джадитских медресе Российской империи в конце XIX века как альтернатива старому буквослогательному методу ("Усуль ал-харфия". Другой вариант — "Усуль ал-кадим" — "Старый метод"). Сторонники последнего метода — кадимисты продолжали использовать буквослогательный метод в своих медресе вплоть до 1917 года.
Рустем Мухаметшин
Звуковой метод ("Усуль ас-саутия". Другой вариант — "Усуль ал-джадит" — "Новый метод". Отсюда — "джадидизм"). Начал использоваться при изучении языков в джадитских медресе Российской империи в конце XIX века как альтернатива старому буквослогательному методу ("Усуль ал-харфия". Другой вариант — "Усуль ал-кадим" — "Старый метод"). Сторонники последнего метода — кадимисты продолжали использовать буквослогательный метод в своих медресе вплоть до 1917 года.
Впервые звуковой метод для тюркских языков применил в своей педагогической практике А.О.Черняевский (1840 — 1897). В 1882 году он напечатал в Тифлисе первый учебник для азербайджанских учащихся под названием "Ватан тили" ("Родная речь"). Звуковой метод был поддержан и развит Исмаилом Гаспринским, благодаря которому он распространился в большинстве мусульманских конфессиональных школ Российской империи.
Кадимисты применяли так называемую систему слогового преподавания, когда отдельные буквы сливались в слоги, а потом слоги в слова. Прогрессивные педагоги, сгруппировавшиеся вокруг идеи джадидизма, применяли так называемый звуковой метод, когда каждой букве алфавита соответствовал определённый звук.
Новшества джадидизма не только облегчали обучение, но, что весьма существенно, заметно сокращали срок учебы с 6-7 лет до 2-3. Высвободившееся в традиционно конфессиональных мектебе время джадидисты обычно употребляли на преподавание некоторых светских дисциплин. Рустем Мухаметшин
Комментариев нет:
Отправить комментарий