Известия ОАИЭ за 1879 год том 2 стр. 180.
СЕЛО МАТАКИ
Члена-сотрудника священника отца В.Е. Бетьковского
Местность села Матак довольно интересна в археологическом отношении. Краткое описание её я и имею честь доставить в общество Археологии, Истории и Этнографии при Императорском Казанском университете.
Село Матаки, Казанской губернии, Спасского уезда, лежит на юго-востоке от г. Спасска – в сорока верстах, расположено между двумя истоками реки Ахтая.
К югу и северу от села Матак поднимаются небольшие возвышенности, а к востоку и западу тянется равнина, образуемая течением реки Ахтая. На большее пространство местность села Матак в недавнее ещё время была покрыта лесом, благодаря чему большая часть находящихся здесь древних земляных укреплений сохранилась в совершенной целости. К северу от с. Матак, в расстоянии ½ версты, на левом берегу речки Ахтая, при слиянии её истоков, находится земляное укрепление или, как принято здесь называть, городок. Это городище представляет собой продолговатый четырехугольник, окруженный двойным рядом валов и рвами, а с западной, наиболее доступной стороны – пятью рядами их. Весь четырехугольник разделен валами и рвами на два отделения. Первоё занимает пространство около трех десятин, а второе – около десяти. Валы достигают вышины трех сажень, а рвы – глубиной двух сажень. В настоящее время здесь находится кладбище, и при рытье могил находок никаких не было делано. К северу от этого городища, в расстоянии трех верст, в дачах крестьян деревни Нохрат, находится другое городище, по своему расположению, сходное с первым. Эти городища, разделенное довольно значительной возвышенностью, как рассказывают, были соединены между собой подземным ходом, который давно уже обвалился, и в настоящее время можно только заметить углубление в почве, происшедшее от этого обвала. К югу от с. Матак, в расстоянии одной версты, видны валы; здесь также, кажется, было городище, но с течением времени большая часть валов была уничтожена пашней. Напротив городища, на другой стороне реки Ахтая, находится место древнего поселения, где постоянно выпахивают черепки глиняной посуды и монеты восточного происхождения. Две монеты, найденные здесь, прилагаю при сем. До последнего большого пожара в селе Матаках, как рассказывают, у здешних чуваш было очень много монет «с татарскими надписями»; но теперь они встречаются очень редко и приобрести их трудно, так как у чуваш древние монеты служат амулетами и их-то они стараются, приносит в жертву «Ириху». Монеты восточного происхождения встречающиеся здесь – круглые серебряные, величиной в наш полтинник, небольшие серебряные неправильной формы и медные величиной в нашу копейку, с разными надписями. Встречаются на женских костюмах небольшие металлические пластинки трехугольной формы с изображением кошки или человека. Здешние чуваши питают особенное благоговение к этим пластинкам и они-то у них часто служат «Ирихами». Главный «Ирих» у чуваш села Матак, как утверждают, состоит из медного изображения кошки, относительно которого существует у них много легенд, доказывающих его чудодейственную силу. Почему изображение кошки у наших чуваш пользуется особенным почтением, я не могу объяснить. Но, во всяком случае, все эти предметы древнего происхождения; не представляются ли они даже находками, которые ловкие из чуваш и обратили в Ирихов, чтобы эксплуатировать других. В окрестностях села Матак повсюду видны могилы, без сомнения, древнего происхождения: в настоящем году, при рытье канав под фундамент для церкви, разрыто было несколько таких могил, в которых схороненные были обращены лицеем на севере. К западной стороны первого городища прилагает древнее кладбище, которое у наших чуваш служит предметом особенного почитания; здесь они ежегодно весной совершают свои поминки. Можно ожидать, что раскопка этого кладбища даст хорошие результаты для археологии, если даже предположить позднейшее его происхождение, так как чуваши (а это кладбище должно быть их) имеют обыкновение класть в гроб умершего любимые им предметы, а такими предметами, как мною уже было сказано, служат у них, между прочим, древние монеты и металлические украшения женских костюмов. Что здешний край изобиловал когда-то подобными металлическими предметами – на это указывает название деревни, ближайшей к селе Матакам, - «Нохраты», происходящее от чувашского слова «нохрат» - мелкая монета, носимая женщинами на головных уборах. Собственно название Нохрат носят две деревни – Старые и Новые Нохраты. Недалеко от деревни Новых Нохрат указывают место, где в старину был базар, и где находят старинные русские гроши и металлические женские украшения, известные у чуваш под именем нохрат. Но, так как достоверно известно, что местность, занимаемая деревней Новыми Нохратами лет 100 тому назад представляла собой степь, а жители этой деревни позднейшие русские переселенцы, при которых здесь не было никакого базара – то с достоверностью можно заключить, что здесь в древности было какое-то поселение, имевшее торговое значение, даже не было ли оно местом производства нохрат. Жители же деревни Старых Нохрат – чуваши, которые в настоящее время совершенно обрусели; тоже быстрое обрусение чуваш происходит и в других деревнях прихода села Матаки. Нужно заметить, что вообще чуваши здешней местности по своему языку и обычаям ближе стоят к татарам, чем к чувашам, - например Чебоксарского уезда. Сколько мне известно, здешняя местность никем не была исследуема в научном отношении. Желательно было бы, при совершенном незнании археологии, получить от Казанского общества разъяснение следующих вопросов: 1) Имеют ли какое либо значение для археологии прилагаемые при сем монеты и подобные им; 2) имеют ли значение металлические предметы, упоминаемые мной выше; 3) на что главное внимание должно обращать при приобретении того или другого предмета; 4) можно ли входить с предложением Обществу Археологии приобрести тот или другой предмет; 5) как должно поступать при раскопке мест древних поселений и могил. До получения известия об открытии Общества Археологии в городе Казани, - мной не было обращаемо внимание на все здесь упоминаемое, посему прошу у Общества извинения, если моё описание окажется неумелым и неполным.
К югу и северу от села Матак поднимаются небольшие возвышенности, а к востоку и западу тянется равнина, образуемая течением реки Ахтая. На большее пространство местность села Матак в недавнее ещё время была покрыта лесом, благодаря чему большая часть находящихся здесь древних земляных укреплений сохранилась в совершенной целости. К северу от с. Матак, в расстоянии ½ версты, на левом берегу речки Ахтая, при слиянии её истоков, находится земляное укрепление или, как принято здесь называть, городок. Это городище представляет собой продолговатый четырехугольник, окруженный двойным рядом валов и рвами, а с западной, наиболее доступной стороны – пятью рядами их. Весь четырехугольник разделен валами и рвами на два отделения. Первоё занимает пространство около трех десятин, а второе – около десяти. Валы достигают вышины трех сажень, а рвы – глубиной двух сажень. В настоящее время здесь находится кладбище, и при рытье могил находок никаких не было делано. К северу от этого городища, в расстоянии трех верст, в дачах крестьян деревни Нохрат, находится другое городище, по своему расположению, сходное с первым. Эти городища, разделенное довольно значительной возвышенностью, как рассказывают, были соединены между собой подземным ходом, который давно уже обвалился, и в настоящее время можно только заметить углубление в почве, происшедшее от этого обвала. К югу от с. Матак, в расстоянии одной версты, видны валы; здесь также, кажется, было городище, но с течением времени большая часть валов была уничтожена пашней. Напротив городища, на другой стороне реки Ахтая, находится место древнего поселения, где постоянно выпахивают черепки глиняной посуды и монеты восточного происхождения. Две монеты, найденные здесь, прилагаю при сем. До последнего большого пожара в селе Матаках, как рассказывают, у здешних чуваш было очень много монет «с татарскими надписями»; но теперь они встречаются очень редко и приобрести их трудно, так как у чуваш древние монеты служат амулетами и их-то они стараются, приносит в жертву «Ириху». Монеты восточного происхождения встречающиеся здесь – круглые серебряные, величиной в наш полтинник, небольшие серебряные неправильной формы и медные величиной в нашу копейку, с разными надписями. Встречаются на женских костюмах небольшие металлические пластинки трехугольной формы с изображением кошки или человека. Здешние чуваши питают особенное благоговение к этим пластинкам и они-то у них часто служат «Ирихами». Главный «Ирих» у чуваш села Матак, как утверждают, состоит из медного изображения кошки, относительно которого существует у них много легенд, доказывающих его чудодейственную силу. Почему изображение кошки у наших чуваш пользуется особенным почтением, я не могу объяснить. Но, во всяком случае, все эти предметы древнего происхождения; не представляются ли они даже находками, которые ловкие из чуваш и обратили в Ирихов, чтобы эксплуатировать других. В окрестностях села Матак повсюду видны могилы, без сомнения, древнего происхождения: в настоящем году, при рытье канав под фундамент для церкви, разрыто было несколько таких могил, в которых схороненные были обращены лицеем на севере. К западной стороны первого городища прилагает древнее кладбище, которое у наших чуваш служит предметом особенного почитания; здесь они ежегодно весной совершают свои поминки. Можно ожидать, что раскопка этого кладбища даст хорошие результаты для археологии, если даже предположить позднейшее его происхождение, так как чуваши (а это кладбище должно быть их) имеют обыкновение класть в гроб умершего любимые им предметы, а такими предметами, как мною уже было сказано, служат у них, между прочим, древние монеты и металлические украшения женских костюмов. Что здешний край изобиловал когда-то подобными металлическими предметами – на это указывает название деревни, ближайшей к селе Матакам, - «Нохраты», происходящее от чувашского слова «нохрат» - мелкая монета, носимая женщинами на головных уборах. Собственно название Нохрат носят две деревни – Старые и Новые Нохраты. Недалеко от деревни Новых Нохрат указывают место, где в старину был базар, и где находят старинные русские гроши и металлические женские украшения, известные у чуваш под именем нохрат. Но, так как достоверно известно, что местность, занимаемая деревней Новыми Нохратами лет 100 тому назад представляла собой степь, а жители этой деревни позднейшие русские переселенцы, при которых здесь не было никакого базара – то с достоверностью можно заключить, что здесь в древности было какое-то поселение, имевшее торговое значение, даже не было ли оно местом производства нохрат. Жители же деревни Старых Нохрат – чуваши, которые в настоящее время совершенно обрусели; тоже быстрое обрусение чуваш происходит и в других деревнях прихода села Матаки. Нужно заметить, что вообще чуваши здешней местности по своему языку и обычаям ближе стоят к татарам, чем к чувашам, - например Чебоксарского уезда. Сколько мне известно, здешняя местность никем не была исследуема в научном отношении. Желательно было бы, при совершенном незнании археологии, получить от Казанского общества разъяснение следующих вопросов: 1) Имеют ли какое либо значение для археологии прилагаемые при сем монеты и подобные им; 2) имеют ли значение металлические предметы, упоминаемые мной выше; 3) на что главное внимание должно обращать при приобретении того или другого предмета; 4) можно ли входить с предложением Обществу Археологии приобрести тот или другой предмет; 5) как должно поступать при раскопке мест древних поселений и могил. До получения известия об открытии Общества Археологии в городе Казани, - мной не было обращаемо внимание на все здесь упоминаемое, посему прошу у Общества извинения, если моё описание окажется неумелым и неполным.
Комментариев нет:
Отправить комментарий