Золотой фонд центра «Иман». Наследие Валиуллы хазрата
Ягъкуба
Пребывание татар
в составе России не могло не влиять на религиозные идеи, т.к. общение между
интеллектуальными элитами двух народов никогда не прерывалось. В этой связи
нельзя не отметить одномоментность происходящих идеологических исканий в
религиозном поле. Можно указать, например, на деятельность Г.Курсави и Филарета
Московского (1782-1867). Филарет Московский выступил против засилия схоластики
и восстановил роль священного писания, которое было для него точкой опоры в
богословских размышлениях, Филарет не довольствовался лишь изучением
святоотеческого наследия, но посчитал необходимым обратиться к источнику этого
наследия – Священному Писанию. Сам Филарет, говоря о Священном Писании, называл
его “единым чистым и достаточным источником учения веры”. Как и Курсави,
переведший часть Корана на татарский язык – “Һәфтияк тәфсире”, так и Филарет
много переводил библейских текстов на русский, так, он перевел Евангелие от
Иоанна. По мнению митрополита Кирилла: “Благодаря его трудам Священному Писанию
был возвращен первоначальный смысл – источника церковного богословия, богослужения,
нормы для повседневной и общественной жизни”.
Как и у Курсави
этот курс Филарета вызывал неприятие, у него было очень много хулителей. Его
считали масоном и тайным протестантом, сторонником нововведений.
Из книги Валиуллы Якупова "Лжеджадидизм" - Казань: Иман, 2006.
Комментариев нет:
Отправить комментарий