Имам Матуриди
Полное имя благословенного имама – Абу Мансур Мухаммад ибн
Махмуд аль-Матуриди. Родился он в деревне Матурид близ Самарканда. В источниках
не содержится сведений о точной дате его рождения, но большинство историков
сходятся на том, что он скончался в 333 году по хиджре (944 г.). Исходя из того
что наставник Имама Матуриди Мухаммад ибн Мукатиль ар-Рази скончался в 248 году
по хиджре (862 г.), представляется, что сам Имам родился в 238/853 г.
Существуют разные мнения относительно национальности Имама
Матуриди. Согласно одному из них, он происходил из тюрков. Согласно другому –
являетс я потомком знаменитого Айуба аль-Ансари из Медины. Последниее мнение
подкрепляется тем, что некоторые арабские семьи из Медины переселились в
Самарканд.
В историческую эпоху, когда жил благословенный имам,
государство Аббасидоов ослабело, в связи с этим возникло множество
мусульманских государств. Одно из них – государство Саманидов – установило свою
власть в Маверауннахре. Начиная со второго века по хиджре в исламском мире, с
одной стороны, через переводы и комментарии получают распространение
философские науки, с другой стороны появляются мутазилиты, также придающие
большое значение разуму. Мутазилиты начали пропагандировать свое понимание
акиды (вероучения). Традиционная акида саляфов, связанная с источниками (накль)
и отдающая предпочтение покорности, не могла, как-то действенно противостоять
этому новому движению. Халифа Мамун объявил вгляды мутазилитов официальной
акидой государства, дав новый импульс распространению этой фирки (218/833 г.).
Чтобы противостоять этому, в мусульманском мире существовала необходимость в
новом подходе к основам вероисповедания – усуль-ад-дин. Этот новый подход
должен быть и привязанным к источникам (накль), и вобрать в себя положительные
стороны подхода мутазилитов – основываться в том числе и на логических методах.
Учеными, которые преуспели в этом деле, были Абу Мансур Матуриди из
Маварауннахра и Абу Хасан аль-Ашари (389/990 г.) из Ирака, которые создали
новую науку – ильм аль-калям. Историк аль-Макдиси (389/990 г.) так писал об
области мусульманского мира, откуда происходил Матуриди, и о правящих в ней
саманидах: «Науки и ученость достигли в этой области вершины своего развития. Это
сокровищница знаний и блага, несокрушимая крепость ислама. Факихи, ученые в
этом краю почитаются наравне с правителями». Империя Саманидов до тех пор, пока
не пала сама (389/990 г.) всячески защищала и поддерживала ученых. Невозможно
представить, чтобы Имам Матуриди, который жил в такой среде, остался бы в
стороне от научных дискуссий и религиозных наук. Среди его наставников можно
назвать ученика Абу Ханифы Шейха Абу Бакра Ахмада ибн Исхака, Абу Насра Ахмада
ибн аль-Аббаса, известного под прозвищем Факих ас-Самарканди, Нусайра ибн-Йахъю
аль-Балхи и кади Рея Мухаммада ибн Мукатиля ар-Рази. Хотя последователи и
одарили Имама Матуриди такими титулами, как «Знамя прямого пути» («Алям аль-худа»),
«Предводитель ученых каляма» («имам аль-мутакаллимин»), хотя его слава была
велика и он был окружен любовью, к сожалению, о нем мало что говорится в
собраниях биографий и книгах по истории мазхабов.
Как очевидно и из его научной силсили, Имам Матуриди, следуя
взглядам и мазхабу Имама Абу Ханифы, наряду с источниками (накль) большое
значение придавал и разуму. Он преуспел в диспутах, которые вел с
представителями различных фирк и мазхабов как из самого Самарканда, так и из
его окрестностей. Матуриди вступал в дискуссии с каррамитами, шиитами и
мутазилитами. Особенно острые споры он вел именно с последними. Из его
современников Абу аль-Касим Абдуллах аль-Кагби (ум.317/929 г.) был главой
мутазилитов в Багдаде. Матуриди в своей книге «Китаб аль-таухид» опровергает
взгляды Кагби. В ответ на три книги Кагби Имам Матуриди вел дискуссию с
мутазилитами в целом и их багдадской группировкой в частности, то в Ираке взял
на себя такую миссию аль-Ашари, ведя полемику с мутазилитами Басры.
Из книги "Имам Матуриди. Казань: Издательство "Иман", 1431/2010
Из книги "Имам Матуриди. Казань: Издательство "Иман", 1431/2010
Комментариев нет:
Отправить комментарий