Октябрьская революция прервала возможности эволюционного
развития татарской духовности. Модернизация российского общества была проведена
с исключением религиозного фактора, скорее вопреки и против него. Тем не менее
заряд тысячелетней татарской традиции не был уничтожен. Во многом традиционные
для татар способы исповедания Ислама воспроизводятся и сегодня. Но и период
тотального насильственного атеизма не прошёл бесследно.
В советское время секуляризация по атеистическому образцу
создала новую разновидность верующих, для которых религия не имела отношения к
их собственно общественной и политической жизни. До сих пор такое отношение
верующих к религии превалирует. Этим умело пользуются неоатеисты, стремящиеся и
далее сохранить удобный для них «советский» тип верующего человека.
Секулярное общество основывается не тезисе о том, что
религия является исключительно внутренним делом человека. Желанием не допустить
религию в такие социальные сферы, как образование, право, политика, экономика
объясняется пропаганда на государственном уровне ложно трактуемого джадидизма.
Причём эти новоявленные татарские либералы западного образца не хотят
сосуществовать с религией не соприкасаясь, они не согласны быть нейтральным по
отношению к отличающемуся от них восприятию мира, как этого требует
классический либерализм. Татарские либералы (или если угодно, неоатеисты)
агрессивно проповедуют свои взгляды. Ноходясь у власти, они задействуют репрессивный
государственный аппарат с целью перехвата системы мусульманского образования и
маргинализации мусульманского духовенства, имеющего иные, классические
убеждения, отличающиеся от оболганного неоатеистами джадидизма.
Идущие сегодня попытки разрушения системы религиозного
образования в Татарстане и подмена её гуманитарно пересыщенным, богословски
выхолощенным псевдообразованничеством отрицательно скажется на позитивности
потенциала Исламской конфессии, её способности сохранять традиционные ценности,
а в перспективе затруднит интеграцию татарско-мусульманской этничности. Татары
будут всё более и более уступать позиции в российском мусульманском сообществе
кавказцам и другим мигрантам, т.к. лишаются самой возможности подготовки
конкурентоспособных богословских кадров.
Самоуверенная напористость татарских неоатеистов и их
прислужников из среды небольшой группы сервильного духовенства в стратегическом
плане опасна для всей будущности татарской нации. Ведь без веками проверенных
традиционных ценностей и традиций потенциал нации, её жизнеспособность и
желание к развитию становятся весьма проблематичными. А ведь у других
национальностей такие процессы активно идут. Ныне религиозная идентичность
является важным мобилизирующим и интеграционным потенциалом, от использования
которой во многом зависит успешность тех или иных народов в занятии позиций
внутри современного общества.
Валиулла Якупов. "Лжеджадидизм"
Комментариев нет:
Отправить комментарий