Гильом Рюисбрюк, отправленный к
Татарам в 1253 году королем Людовиком, говорит, что Татары оплакивают своего
покойника громкими рыданиями и воплями, и затем освобождаются от платежа
податей на весь год. Присутствовавший при чьей-нибудь смерти не может переступать
через порог великого хана целый год. Тот-же Рюисбрюк сообщает, что у Половцев
существует обычай делать над могилою умершего насыпь и ставить на статую с
лицом, обращенным к востоку, и с чашкой в руке. Над могилами богатых и знатных
лиц ставят маленькие срубы на подобие пирамид. Над могилой вешают 16 лошадиных
шкур, по 4 с каждой стороны. На могиле они ставят в посуде кумыс и мясо. Могилы
обносят камнями, вертикально поставленными. 4 камня, стоящие по углам, обознают
страны.
Марко Поло, отправившийся в 1253 году
в Китай через город Хами, в котором я жил 2,5 месяца в 1892 году, говорит, что,
если умрет у Татарина сын, ещё не женатый, а у другого умрёт дочь, ещё девица,
то родители того и другой женят их обоих и, заключивши брачное условие, рисуют
на бумаге мальчика и девочку, твердо веруя, что покойники поженятся на том
свете.
Писатели Кромер, Винцент де-Бове и
другие (веков) говорят, - Татары веруют, что будут иметь в загробной жизни
стада и прочие вещи, которые были у них в этом мире. Покойника кладут в могиле
на возвышение в трона, со столом, на котором поставлено мясо и молоко в
посудине, и так хоронят его с кобылой, жеребёнком и лошадью в полной упряжи.
Другая лошадь убивается и съедается; шкура её наполняется сеном и возвышается
на двух палках. Всё это, говорят Татары, делается для того, чтобы в другой
жизни иметь свою хижину, свою лошадь и своё молоко. Кости всегда сжигаются.
Важных особ хоронят тайно от народа, вместе с ними кладут рабов. Некоторые
сжигают тела своих родителей и берегут их пепел, которым посыпают мясо.
Верование, что загробная жизнь есть
продолжение настоящей, было присуще не только Тюркским, Манжурским и
Монгольским племенам, когда они были шаманистами, но и корейским племенам, по
крайней мере это видно из Китайских летописей, обнимающих время со века до Р.Х.
по век по Р.Х. Уплемён Фуюй и Гаогюйли младший брат, по смерти старшего,
женился на невестке. У племени Восточного Воцзюй с каждым покойником клали
вырезанный из дерева облик его. У племени Гаогюйли младший брат, по смерти
старшего, женился на невестке. У племени Восточного Воцзюй с каждым покойником
клали вырезанный из дерева облик его. У племени Гаогюйли при покойнике клали
золото, серебро и разные дорогие вещи. Насыпь над могилой делали из камней,
набросанных в кучу, и обсаживали хвойными деревьями. У племени Гаоли после
погребения все вещи, которые покойник употреблял при жизни, как-то: одеяние,
разные редкости, телеги, лошадей, расставляли подле могилы. Племя Уги бросало
своих покойников на степи и их трупами приманивало во время охоты соболей.
Племя Шивей клало трупы своих покойников на деревьях. Указанные здесь 6 племён
жили в восточной части Монголии и в нынешней Манжурии. Но основании сходства
погребальных обрядов этих 6 племён, причисляемых Китайцами к так называемым
«восточным иноземцам», с погребальными обрядами нынешних Амурских инородцев,
как-то: Манжур, Тунгусов, Гольдов, Гиляков и Айно, может думать, что эти
Амурские инородцы произошли от вышеупомянутых «восточных иноземцев»,
исповедывавших шаманство, которое,
сохранившись до наших дней, выражается как в почитании душ предков и
призывании духов, вод, гор, огня и лесов, так и в погребальных обрядах. Что
касается нынешних Монгольских племён, то шаманство держится у них в народе до
сих пор, хотя ламы строго преследуют исповедующих шаманство, или, как они
называют «чёрную веру». Призывая духов как у Монголов, так и у Татар по
содержанию совершенно сходны друг с другом. Погребение умершего с предметами
домашнего обихода и гадание шаманов о потере по жжёной бараньей лопатке
существуют в Монголии, Тарбагатае, Китайском Туркестане, на Алтае и в Вост. Сибири
с древнейших времен до новейших. По свидетельству Китайских летописцев,
писавших именно историю младшего дома Хань, который царствовал с 25 до 220 года
по Р.Х., ворожба по сжигаемым костям была известна и Японцам. Переходя теперь к
описанию погребальных обрядов исследованных мною тюркских племён, я должен
сказать, что у некоторых племён или совершенно не сохранилось остатков
шаманских обрядов, или, если и сохранилось что-нибудь, то лишь весьма немногое:
погребальные обряды более или менее изменились согласно требованиям религии,
которая официально исповедуется.
(Продолжение следует)
Комментариев нет:
Отправить комментарий