II. Сагайцы
(Минусин, окр. Енис. Губ.)
Покойника, если он был взрослым,
хоронят через 1 или 2 дня: если же он был маленький, то хоронят в тот же день,
редко на другой. Могилу (инь) копают не глубже 1,5 аршин. Покойника обмывают
старухи в день же смерти на досках. Эти доски или выбрасываются на степь, или
сжигаются. Потом одевают покойника в его платье и надевают на него его
собственную обувь, потому что в загробной жизни все это будет ему нужно. Дно
могилы устилается берестою. По правую руку кладут в мешке или посуде пищу,
табак, трубку, богатые кладут и деньги (50 к. – 1 рубль). Покойника в юрте
кладут поперек, ногами на север, головой на запад, а ногами на восток. Покойника
из юрты выносят чужие, приподнимая с земли сначала голову. До кладбища (соктер)
покойника везут на телеге или на санях ногами к коню. Ямщик сидит верхом на
коне, везущем покойника, а прочие едут верхом. Родственники едут иногда на
телеге. Кладбище устраивается не ближе одной версты от улуса. Привезя
покойника, копают могилу и спускают покойника в неё. Не надолго открывают
крышку гроба, чтобы покойник полюбовался еще дневным светом; затем закрывают
крышку и зарывают могилу, уставив в могиле все предметы. Перед окончательным
зарыванием пьют все водку из одной бутылки и ставят её по правую руку покойника
в могиле. Перед опущением покойника в могилу все прощаются с ним, целуя ему рот
и пуп. Опустив покойника в могилу, муж, жена или ближайшие родственник бросает
3 горсти земли на покойника, после чего его зарывают. Похоронив, все
усаживаются в том-же порядке, как сидели в юрте, пьют водку, едят мясо и едут в
дом покойника. Мясо варится дома. На могиле во время похорон огонь не
зажигается никогда. Тот, кто отвозит покойника, не доезжая до улуса, бросает
телегу или сани, поворотив оглоблями по направлению к могиле. Через 3 дня
телега и сани увозятся домой. Оставшиеся в юрте женщины выставляют перед
дверями юрты ведро речной воды. Возвратившиеся с кладбища умывают руки и лицо и
входят в юрту. Тут варят и едят мясо, а водку пьют по 1-2 чашки.
Шаманов – покойников часто несут на
высокую гору, там кладут шамана на землю, а возле него ставят на полке бубен и
шубу. Плохого шамана на гору не носят. Возле такого шамана ставят в землю
палочку, на которую насаживается небольшая квадратная дощечка, обвешанная по
углам ленточками синего, черного и белого цветов.
Родственники покойника не ломают
костей заколотого животного на 3 и 7 день. Печени и лёгких они в эти дни тоже
не едят. На 7-й день родственники покойника вынимают из заколотого животного
печень и лёгкие, смазывают ими себя против печени, бросают их к дверям юрты, и
с этих пор они разрешают себе едение всего. Поминки устраивают на 3 и 7 день.
На 7-й день выезжают на кладбище и, пев там мяса, кости сжигают на огне,
разведенном у начала могилы. Водку пьют в изобилии; перед началом пития чашки
водки выливается на могилу.
Поминки (ибириг) справляются на 20
день, 40-й день (большие поминки) и через 1 год. Гроб выдалбливается здесь
преимущественно из толстого тополя. Вытесывают его целым народом. Богатые
приглашают иногда на похороны русского священника. Если умер муж, то жена,
оплакивая его, говорит: «на кого ты покинул меня и детей своих? Злая смерть
сразила тебя преждевременно! О я, одинокая и несчастная, как буду жить без
тебя?» Если умерший не оставил жены и детей, то имущество его делится между
родственниками, а за отсутствием их между единоплеменниками. Смерть покойника
происходит от преследований подземного обитателя Айна. На могилу сверху
накладывается куча камней, называемая кая (т.е. скала). Деревянные лопатки,
которыми рыли могилу, домой не привозятся, а разбиваются там же у могилы о
камень, железные лопатки вследствие своей дороговизны привозятся обратно домой.
Кладбище каждого улуса находится на горе в 2 – 2,5 верстах. Огни, являющиеся на
кладбище после похорон, суть огни, происходящие от сгорания души покойника
перед отправлением её на небо в обители Всевышнего Кудая и называется «узут
оды», т.е. огонь покойника. Душа (сюне) добрая поднимается на небо, а злая
остается под землей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий