Тюркские племена в самое отдаленное
от нас время все были шаманистами, а потом, когда в силу исторических
обстоятельств им пришлось расселиться по разным странам, они столкнулись с
народами, исповедовавшими христианство, мусульманство и буддизм, и стали
исповедовать эти три религии, сохранивши впрочем, некоторые обряды прежней
своей религии, т.е. шаманства. Более всего шаманских обрядов сохранилось у
племен, исповедующих в настоящее время христианство и буддизм. В этой статье я
описываю погребальные обряды следующих племен: во-первых, Бельтиров, Сагайцев,
Каларов, Каргинцев, исповедующих христианство; во-вторых, Урянхайцев,
исповедующих буддизм (ламаизм); и в-третьих, Казак-киргизов и некоторых Татар
Китайского Туркестана, исповедующих мусульманство. О шаманских обрядах племен,
живущих в пределах России, было говорено в печати достаточно; поэтому я
остановлюсь только на погребальных обрядах тех племен, быт; религию и язык
которых я исследовал с 1889 по 1892 год, по поручению Академии наук и
Географического Общества, в Сибири, Монголии, Китайском Туркестане и округе
Тарбагатай. Прежде чем приступить к описанию погребальных обрядов вышеуказанных
племен, скажу несколько слов о погребальных обрядах древних тюрков и народов,
возле которых тюрки жили. Как в древности, так и теперь все шаманисты глубоко
веруют, что загробная жизнь есть продолжение настоящей; что в загробном мире
есть свое солнце и своя луна, свои люди и свой скот; что в загробном мире будет
такая же жизнь, как и в этом, только с меньшими невзгодами. Глубоко веруя, что
загробная жизнь есть продолжение настоящей, шаманисты клали и кладут в могилу
умершего человека все предметы, которые он употреблял в домашнем обиходе: седло
любимого коня и одежду умершего, деньги, водку в сосуде, лук, стрелы, табачную
трубку, кисеть или кошелёк с табаком и пищу в мешке. Обычай класть в гроб
покойника запас пищи и другие предметы существует теперь как у тюркских племён,
так и многих других народов Урало-Алтайской семьи: у Черемисов, Мордвы,
Вотяков, Пермяков, Вогулов, Мещеряков, Тептярей-язычников, Чувашей, Лопарей,
Остяков, Якутов, Тунгусов, Коряков, Гиляков и др.
По рассказам древних путешественников
и по сведениям, сообщаемых Китайскими летописями, погребальные обряды древних
тюркских племён и народов, живших рядом с ними, и исповедовавших шаманство,
были следующие.
Гунны. Гунны, или, как называли их
Китайские летописи, Хунну, жившие с века до Р.Х. по век по Р.Х. в Северной
Монголии, своих ханов хоронили в гробе, в облачении из золотой и серебряной
парчи. Этот гроб вставлялся в другой, больший.
Ухуань. Ухуань, или Дунь-ху,
родственные Сянь-бийцам, Манжурскому племени, и жившие с века до Р.Х. по век по
Р.Х. в Восточной Монголии, своих покойников клали в гроб, и по ним производили
плачь. Гроб провожали с песнями и плясками. Брали одну откормленную собаку и
вели её на цветном шкурке. Брали также лошадь, на которой любил ездить
покойник, его одеяния и вещи и все это сжигали и несли за гробом для препоручения
собаке, чтобы она охраняла душу умершего.
Уйгуры. Уйгуры, по-монгольски Ойхор и
Хойхор, а по-китайски Хойху и Гаогюй, произошли от Гуннов и жили в Северной
Монголии и Китайском Туркестане с века по Р. Х. до . Мертвых они относили в
выкопанную могилу; ставили труп на середине, с натянутым луком в руках,
опоясанным мечом, с копьём под мышкою, как будто живого человека, но могилы не
засыпали.
Дулгасцы. Дулгасцы, или Тугю (Тюрки),
происходившие от Гуннов и родственные Уйгурам, жили по Черному Иртышу и в северной
части Гобийской пустыни в – веках по Р.Х. Если кто умирал, то брали лошадь, на
которой ездил покойник, и вещи, которые он употреблял, и потом все сожигали
вместе с покойником. В здании, построенном при могиле, нарисованный облик
покойника и описание сражений, в которых он участвовал. Они женились на
мачихах, невестках и тетках по смерти их мужей. Так поступали и предки их
Гунны.
(Продолжение следует)
Комментариев нет:
Отправить комментарий