Язычество, которого не было
Продолжение. Отрывок
Вообще,
если касаться восприятия нашим народом природы, то можно сказать, что оно
полностью базируется на Коране, так как именно Коран воспитывает уважение к
природе. Татарский народ, восприняв правильное понимание Корана напрямую от
сподвижников – сахабов Пророка, демонстрирует его в своем отношении к
окружающей среде. Приведем несколько примеров: в суре «Хадж» говорится: «Неужели
ты не видишь, что перед Аллахом падают ниц те, кто на небесах и на земле,
солнце, луна, звезды, горы, деревья, животные и многие люди» (22 – 18). Как
видно, природные объекты упоминаются наряду с людьми поклоняющихся Богу. Вот
почему в некоторых народных молитвах наряду со святыми упоминаются и деревья, и
родники, и горы. Конечно, это происходит не вопреки, а благодаря Корану. Это
всецело кораническое, а никак не языческое влияние. В суре «Амбия»: «Мы
предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность, но они
отказались нести ее и испугались этого, а человек взялся нести ее. Воистину, он
является несправедливым и невежественным». (33 – 72). Природные создания
показаны здесь более справедливыми и учеными, чем люди. Вот почему у нашего
народа привычно уважительное отношение к природе, к ее объектам. И здесь нет в
отношении них никакого поклонения, здесь есть отношение к ним, как к своим
товарищам, выполняющим совместное поклонение единому Богу. Такое их восприятие
проистекает из Корана, поэтому никак не может быть отнесено к проявлению
язычества, как трактуют некоторые ученые-фольклористы. Отношение к ним как к
коллегам по вере видно и в суре «Сад»: «Мы подчиним горы (Давуду), и они
славословили вместе с ним после полудня и утром» (38 – 18). Очевидно: горы,
славословят утром и вечером, т.е. они исполняют постоянное богопоклонение, как
и мы. Глубоко кораническое
восприятие природы привело к
появлению у нашего народа подлинно
экологического мышления и восприятия окружающей среды. Картина
общающегося с горами, обращающегося к ним Бога вдохновляла наш народ на это.
Продолжение следуетВалиулла хазрат Якъгуб.
Комментариев нет:
Отправить комментарий