Обнаружил интересный документ на страницах журнала «Дин ва
магыйшат».
Этот документ касается отношения татар и в частности
кадимистов к сохранению своего родного татарского языка. Некоторыми
современными защитниками джадидистов и соответственно противников кадимистов
подана мысль, что кадимисты не особо заботились о сохранении родного языка и
предпочитали фарси или арабский. Кадимисты напоминали в какой-то мере
современных псевдосалафитов, которые выступают татарского языка в проповедях и
считают сегодня актуальным языком общения русский. Попытки муфтия Камиля
Самигуллина создать языковую общность потерпело фиаско. Много мечетей, особенно
лояльные к псевдосалафитам практикуют двуязычие. Это с одной стороны оправдано
материальной стороной вопроса. Имамы надеются на поддержку братьев по вере. Тем
более современная вертикаль власти построенная по подобию РПЦ и жестко
контролирующаяся со стороны известной организации создало благоприятные условия
для двойных стандартов и лицемерия как в лагере «саляфизма» и так и в лагере «суфизма». Понимая современное положение в общинах мы
хотели обратиться к историческому опыту и показать как кадимисты на самом деле
относились к родному татарскому языку.
Это открытое письмо мусульман из Оренбурга председателю
комиссии Государственной Думы по народному образованию. Там говорится в
частности: что мусульмане выразили следующие пожелания:
«… 2) Наша религия и наш родной язык должны обязательно
преподаваться во всех училищах, где учаться мусульмане.
3) Преподавание всех предметов, кроме русского языка, должно
вестись на родном языке учащихся.» (Журнал «Дин ва магыйшат» 1910 № 40)
Комментариев нет:
Отправить комментарий