вторник, 31 августа 2010 г.

Из протокола общего собрания Общества Археологии, Истории и Этнографии при Императорском Казанском университете от 21 сентября 1895 года.

6) Д. чл. П.А. Пономарев прочитал свой доклад: «Женщины Камско-волжского края (памяти А.В. Потаниной). 1. Женщины болгарской эпохи». Доклад распадается на две части: в первой части докладчик охарактеризовал научно-литературную деятельность Александры Викторовны Потаниной, жены известного этнографа, члена-сотрудника Общества, Г.Н.Потанина, а во второй части референт в ярких красках описал положение древней болгарской женщины. А.В. Потанина умерла в Китае во время путешествия со своим мужем. Своими этнографическими очерками покойная знакомила русское общество с китайцами, монголами и сибирскими инародцами. Что касается нашего края, то покойная, как нижегородка, была связана с ним не только научными интересами, но и своим рождением, образованием и деятельностью на педагогическом поприще. Все эти обстоятельства и навели докладчика на мысль принять на себя почин в характеристике более или менее крупных типов из среды женщин Камско-Волжского края. Во второй части докладчик охарактеризовал деятельность древних болгарских дам: Туй-бикэ, дочери Айдар-хана; дочери Абдулла-хана; вдовы Дзхадиш и девицы Шагир-бану. Докладчик для характеристики этих дам пользовался летописью Таварих Булгария Хусам-эд-дина б. Шереф-эддина, книгою Баяндастан летописью Дастан Аксак Тимур и сочинением араба Ибн-Фадлана, посетившего г. Болгар в 922 г. По сообщению докладчика, женщина у болгар не такого приниженного положения, как у некоторых мусульманских народов, а пользовалась уважением и почетом; царица всегда присутствовала при аудиенциях и сидела о бок с царем, ей воздавались равные почести. Женская честь у болгар охранялась очень строго и оскорбителя женской чести казнили жестокой смертью – его распинали за руки и за ноги на четырех шестах и разрубали пополам вдоль тела. Существование такого закона доказывает, что болгары к своей женщине относились с большим уважением, чем нынешние мусульмане к своей; вообще болгарская женщина не была рабой, а пользовалась известной самостоятельностью и принимала деятельное участие в общественной и государственной жизни. Такое положение женщины у болгар можно объяснить самым характером этого народа. По приглашению г. Председателя присутствующие почтили память безвременно скончавшейся учёной женщины А.В.Потаниной вставанием. Н.А. Фирсов объяснил, что болгары были конгломератом разных народностей (финских, тюркских, еврейских и др.), и что поэтому не мудрено, что в болгарском царстве были такие мудрые женщины, как Шагир-бану и др. Д. чл. Е.А. Малов высказал мнение, что до ислама в болгарском царстве существовал иудаизм, по крайней мере у больше части населения. Затем Е.А. Малов привел ряд слов, как напр. «саклаб», «булгар» и много других, доказал, что эти слова не татарские, а еврейские, и означают: первое – «язычник» (саклеб) и второе – «переселенцы». Д. чл. Н.Ф. Катанов подтвердил, что таких слов действительно в тюркском наречии. Тем, что многие еврейские слова есть и в приволжских финских наречиях, можно объяснить, что Болгары в более древние века заключали в себе и еврейские элемент, а что у евреев были мудрые и энергичные женщины, подобные тем четырем, которых описал П.А. Пономарев, не подлежит никакому сомнению. Д. чл. Н.И.Андерсон заметил, что, если первые насельники болгарской земли и не были евреями, то, по крайней мере, после было евреев в Болгарах не мало, и что эти евреи могли прийти из Хазарской земли, если только еврейские слова не были заимствованы путем сношений.
Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете Том XV, вып. 4 – С. 445-446

Комментариев нет:

Отправить комментарий