вторник, 2 июля 2019 г.

Наиль Гариф О национальном образовании


Наиль Гариф
О национальном образовании
17.06.2019

Только что закончились государственные экзамены. Многие учителя подводят итоги своей деятельности. С одной стороны новая система оценивания знаний привела к унификации образования, образовательных стандартов и методов обучения. Дети по результатам этих экзаменов могут поступать в любые вузы нашей страны. Так ли это на самом деле? В какой-то мере это так. Но есть некоторые нюансы, которые сегодня пока никем не озвучиваются. Дело в том, что дети сегодня не имеют возможности для трудоустройства по специальности. Поэтому при выборе вуза они не стремятся получить интересную для них специальность. Да сегодня ни один вуз и не готовит узких специалистов. Детям необходим только документ или по-другому справка о получении образования. Образование сведено к формальному отношению к ней. Это примерно как профессиональный медосмотр. Педагоги ходят не потому что там можно выявить какие либо болезни, а для потому что это требование к профессиональной деятельности. Не редки случаи, когда медосмотр просто покупается. Так и здесь получение образование формализировано на столько, что дети смеются прямо в глаза учителей и открыто заявляют о том, что им легче списать, чем учиться.
Сама система образования настроена на усвоении большого количества информации. Это связано с тем, что информация стала продуктом потребления. Однако мы должны понимать, что система образования в традиционном обществе связано не просто с усвоением знаний, а с воспитанием и интеграцией в общество. В традиционном обществе задачей школ было воспитание человека. Для этих целей использовались различные методы. Для примера возьмем конкретный объект исламской культуры мактаб и медресе. Мактаб был при каждой мечети и в основном там обучали начальной грамоте и основам религии. В медресе учили уже тонкостям религиозного права, полемике, тонкостям религиозного мировоззрения и некоторым необходимым в обществе предметам. К ним относилась математика и основы алгебры. Физика и химия в основном изучалась в ремесленных цехах уже за пределами медресе, и обучали конкретные специалисты своих учеников. Такая система образования согласитесь, была рациональной.
В самом медресе обучение велось не по возрастным классам как сегодня, а по усвоенному материалу. Если ученик усваивал материал, учитель переводил ученика в следующий класс. В силу того что ребенок не мог долго сидеть в учениках, ему необходимо было помогать семье и взрослым, он старался быть прилежным и усвоить знания во время. Усвоение происходило путем запоминания и пересказа. Если ученик мог, прочитав пересказать материал, значит, он этот материал усвоил. Очень простой и эффективный способ обучения. Сегодня учитель должен унижаться фактически перед учеником, для того чтобы завлечь того в учебу. Вместо этого раньше от подобных учеников отказывались и отдавали обратно родителям. Никто унижаться перед детьми старался. Учителя понимали, что если ребенку эти знания не нужны, они не нужны и его родителям. Цена вопроса бесценное время преподавателя. Общество всегда делилось на интеллектуалов и практиков. Кто-то мог работать хорошо руками, и знания ему особо не требовалось, он их получал путем практики и наставничества. Были интеллектуалы, способные работать с текстом, для них, конечно же, местных медресе было мало, и они отправлялись в Среднюю Азию и Османскую империю. Главным в системе образования у татар до появления европейской копии в виде джадидизма был индивидуальный подход учителя к ученику.
Поэтому в кадимистских медресе не было универсальных программ. Они не могли появиться при индивидуальном подходе. Невозможно сделать универсальную программу для всех. Каждый ученик был по своему индивидуален. Учитель сам решал, что делать с учеником. В некоторых случаях он мог наказать, а в некоторых оставить проступок без внимания. С приходом джадидов был навязан универсализм в педагогике. Дети стали изучать одновременно несколько предметов поэтапно. К сожалению сегодня, мы видим что такой подход эффективен только при детском интересе к предмету. Но ребенок не может любить одинаково все предметы одновременно. Поэтому у человека формируется негативное отношение к определенным предметам, а некоторые он может легче освоить. В такой системе идет потоковая информация необходимая для развития навыков при конвейерном или поточном массовом производстве. Даже появление современных ротобов не будет исключать человека из этого цикла. Однако такой подход формирует человека частью производства, а не общества.
Изначально по кадимистской или консервативной схеме строилась система образования и в Европе, пока она – эта система не стала заложником политической и псевдорелигиозной идеологии. Где-то эта система существует и сегодня, особенно много подобных школ-пансионатов в Англии. В России православные школы при монастырях также имели форму пансионатов, но с приходом к власти ориентированных на Европу дворян, начинают формироваться школы нового образца. Эти учебные заведения были направлены на усвоение новых знаний естественного и гуманитарного характера. В них практически отсутствовало богословие. После революции большевики в первую очередь установили монополию на систему образования, они ввели так называемый обязательный всеобуч. Почему? Понятно же для каких целей. Мы все должны были стать послушными атеистами и послушными винтиками нового общества. Вся система была выстроена очень четко. Сегодня мы пожинаем лишь плоды этого всеобуча. Но если коммунисты могли предоставить людям рабочие места, то нынешняя власть этого сделать не может. С одной стороны свобода выбора, с другой уничтоженная индустрия. В этих условиях система образования должна существовать по новому и по новому относиться к системе воспитания.
Коммунисты или большевики довели до логического завершения ремесленные училища и другие профессиональные школы. Главной задачей которых было формирование устойчивого отношения к существующему в стране политическому строю и идеологии атеизма. Эта советская школа сохранилась до сегодняшнего дня, только вместо коммунистической идеологии, нам предлагают верить в национальное единство и прочие идеологические конструкции современной России. В этой системе образования к сожалению и содержательная и воспитательная часть практически оторвана от реальности.
Мусульмане в подобных условиях должно выстраивать новую систему религиозного образования. К сожалению, идет навязывание извне, с одной стороны это система государственного образования и её атеистическая пропаганда, с другой стороны это политические религиозные течения, которые пытаются сформировать на российской территории армию своих единомышленников.
Наиль Гарипов, кандидат исторических наук, председатель Центра "Иман"

Комментариев нет:

Отправить комментарий