понедельник, 21 февраля 2011 г.

Доводы дозволенности мавлидов.

 Аль-Хафиз Абу аль-Хайр ас-Сахави, да смилуется над ним Аллах, в своей книге о Фетвах сказал следующее: «Что касается совершения мавлидов [в известной нам сегодня форме], не передавалось никем из благочестивых предков первых трёх столетий Ислама. Они появились позже. Потом стали мусульмане праздновать и собираться в месяц рождения Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) в разных странах, в больших городах, совершая великолепные изумительные угощения, сопровождающиеся великой радостью и восторгом. Раздавая милости в эти ночи, проявляя радость и преумножая благодеяния, усердно читая мавлиды. Тем самым выявляется над ними благодать Посланника Аллаха.
В книге «Аль-Фатх аль-Мубин фи шархи аль-Арбаин» на стр. 224 Ибн Хаджар аль-Хайтами пишет: «Имам Абу Шамат, который был шейхом имама ан-Навави, сказал: «Из самого прекрасного лучшего нововведения (бид ‘а) нашего времени является то, что совершается каждый год в день рождения Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям): это раздача милостыни (садака), проявление добра, красоты и радости. Воистину, это всё вместе с тем, что проявляется забота (внимание) к бедным, показывает в сердце того, кто это совершает, любовь и уважение к Пророку (салляллаху аляйхи васаллям). Также этим проявляется воздаяние хвалы – шукру Аллаху (т. е. благодарности) Аллаху за то, что Он оказал милость Свою, тем что создал Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) и которого послал, как милость для миров. Имам ан–Навави в книге «Тахзиб аль-Асмаъ ва ал-Лугат» на стр. 994–996 пишет: «Бид‘а, т. е. нововведение в Шариате – это совершение чего-либо из того, что не совершалось во время Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям). И оно разделяется на хорошее и дурное (плохое). Аш-шейх, Имам Абу Мухаммад Абд аль-Азиз ибн Абдусалам в книге «Аль-Каваид» пишет, что бид‘а разделяется на обязательное, запретное, желательное, порицательное, дозволенное. Он сказал: «Метод определения, к какой категории относится нововведение «бид‘а» – это чтобы сопоставили (сравнили) соответствие его с нормами Шариата. Если оно будет соответствовать основам обязательного, то и совершение такого нововведения будет обязательным. Если же оно будет соответствовать основам запрета (харам) – то и подобное нововведение будет запретным (харам). А если желательным – то желательное. А если порицаемое – то порицательным. А если дозволенное (мубах) – то дозволенным. Для каждого из видов нововведений есть свои примеры. Примером же для обязательного нововведения служит отдельное изучение грамматики (т. к. она не изучалась во время Пророка (салляллаху аляйхи васаллям)), посредством которой понимается речь Всевышнего и Его Посланника (салляллаху аляйхи васаллям). А понимание их речи является обязательным – ибо в этом есть сохранение Шариата, ведь невозможно сохранить Шариат без неё и невозможно понимать Книгу Аллаха – Коран и Сунну Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), если не знать арабскую грамматику. А всё то, посредством чего исполняется обязательное – становится обязательным. Второе это изучение незнакомых слов Корана и Сунны. Третье – это написание книг, разъясняющих основы мусульманской религии и основы мусульманского права фикх. Четвёртое – написание книг, опровергающих или подтверждающих истинность и правдивость, степень доверенности передатчиков хадисов Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям). Также распределение (распознание) достоверных хадисов Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) – от недостоверных. Ведь доводы Шариата указывают на то, что является обязательным сохранить Шариат и это невозможно, если для этого не использовать всё то, что необходимо. Для запретного нововведения примером служит появление таких вероубеждений, как у Кадарихтов, Джабаритов, Мурджиитов, Муджасимитов. Отвечать таким убеждениям, выявляя их заблуждения, входит в число обязательных нововведений. Для желательного нововведения примером служит появление таких мест, как постоялые дворы, медресе – всё то благое, что приносит пользу людям, но чего ещё не было во время первого столетия по Хиджре. Сюда относятся: совершение таравих-намазов (в мечети с джамаатом), введение речи о тонкостях Тасаввуфа, введения прений, созыв собраний для рассуждений, выводов, доказательств – если это совершается ради Всевышнего. Для порицательного нововведения примером служат: окрашивание (декорирование) мечетей узорами, орнаментирование Коранов. Для дозволенного нововведения примерами служат: рукопожатие после утренней и послеобеденной молитвы, употребление разнообразных блюд и напитков, одевание лучших одежд, строительство больших домов, одевание одежды из атласа, широкие рукава в одежде. В определении некоторых из этих явлений есть разногласия среди алимов: одни посчитали некоторые из их числа – порицаемыми формами нововведений, а другие посчитали желательными, которые ещё не совершались во время Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) и после него, подобно тому, как произнесение «Аузубиллахи минашайтани раджим» и «Бисмиллахи рахмани рахим» в намазе. (См.«Тахзибу аль-Асмаъ», 995 стр.). Аль-Байхаки приводит по цепочке передатчиков, что в книге « Манакибу аш-Шафии» написано: «От Имама аш-Шафии передают, что он сказал: «Нововведения разделяются на две категории: Первое – всё, что привнесено из нововведений и противоречит Корану, Сунне, Асару, Иджме – это является «Аль-Бидъа аз-Залала» (т.е. это нововведение, ведущее к заблуждению). Второе – это всё благое, что привнесено из нововведений и приносящее пользу людям, в котором нет противоречий среди алимов – это не порицаемое нововведение. Ведь сказал праведный халиф Умар (да будет доволен им Аллах) по поводу объединения людей в мечети, чтобы совершить коллективно намаз-таравих: «Это хорошее нововведение!» Имеется в виду, что это было нововведение, которое не практиковалось ранее. Эти высказывания о том, что нововведение бывает хорошим и не противоречит слову Пророка (салляллаху аляйхи васаллям): «Остерегайтесь новых привнесений, воистину, каждое нововведение есть заблуждение» или же другое высказывание Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям): «Если кто-нибудь привнесёт в наше дело (имеется в виду Шариат) нечто новое, не имеющее к нему отношения - это будет отвергнуто» (Аль-Бухари, Муслим, Абу Давуд Ибн Маджа). Эти высказывания несут общий характер. В книге «Аль-Фатава аль Хадисия» на стр. 265 Ибн Хаджар аль-Хайтами сказал: «Мавлиды и азкары, которые совершаются в наше время, в большинстве своём, охватывают благое – это раздача милостыни, поминание Аллаха (зикр), благословение и восхваление Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) – салават. В этой же книге сказано: «Ибн Хаджара спросили, разрешается ли объединение людей для совершения дозволенного нововведения?» – «Да, разрешено!» – ответил он… А что касается того, что говорится в хадисе «Каждое нововведение есть заблуждение, а каждое заблуждение будет в аду» – то в этом хадисе имеется в виду запретное нововведение, а не другое. Если же будет происходить что-либо запретное в том месте, где собрались для поминания Аллаха (зикр) или же для совершения коллективного намаза-таравих или других подобных мероприятиях – то в этих случаях каждый, кто может, обязан предостерегать людей от этого, другие же должны воздержаться от посещения подобных мест (где происходит харам) – не то они сами будут их соучастниками. («Аль-Фатава аль-Хадисия», стр. 265–268). Ибн Хаджар аль-Хайтами сказал: «Суть всего в том, что нет разногласий среди алимов в том, что совершение хорошего нововведения – по-арабски «Аль-Бид ‘а аль-хасана» – является делом, к которому следует побуждать человека». Совершение же мавлида и собрание людей для этого – являются таковыми, то есть – это хорошее нововведение. Имама ас-Суюти спросили о совершении мавлида Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) в месяце Раби аль-авваль: каково его решение в Шариате? Является ли оно восхваляемым или порицаемым? Получает ли воздаяние тот, кто совершает его или нет? Имам ас-Суюти в книге «Аль-Хави филь-Фатава», том 1, стр. 181–182 на этот вопрос ответил так: «Мне близко совершение мавлида, которое представляет собой собрание людей ради чтения аятов Корана, рассказов из истории о начале пророчества, а также о чудесах связанных с рождением Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям). Как хорошо потом расставить собравшимся угощения – вот такое собрание является хорошим нововведением, т. е. «аль-бид‘а аль-хасана», за которое получает вознаграждение тот, кто организовал его, так как в этом есть возвеличение и почтение степени Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), проявление радости его рождению. Первым же, кто начал совершать мавлид таким образом, был правитель Ирбиля аль-Музафар Абу Саид Кавкабарий. Он был одним из знатных и щедрых правителей». Ибн Касир в книге «Аль-Бидаят ва ан-Нихаят» пишет, что правитель Ирбиля совершал мавлид каждый год в месяц Раби аль-авваль. Он собирал для этого огромное количество людей. Сам он был алимом, справедливым и очень сильным, смелым и умным правителем. Он раздавал милостыню во всех местах, где совершались поклонения Всевышнему, в частности, в обеих мечетях аль-Харам. Каждый год он освобождал путём выкупа многих пленных мусульман у французов: говорят, что общее число выкупленных им пленных составляет около 60 тысяч человек. Его жена Рабиату Хатун, дочь Аюба сказала: «Его одежда не стоила даже пяти серебряных монет (дирхамов). Он как-то на вопрос об этом ответил: «Одевать платье за пять дирхамов, а остальное раздать, как садака (милостыню) – лучше, чем я одену дорогую одежду и оставлю в нужде бедного и нуждающегося». Он расходовал на совершение мавлида каждый год по 300 тысяч динаров (золотых монет). На дом гостей и путников тратил по 100 тысяч динаров. На обе мечети аль-Харам, а также на обеспечение водой «дорогу Хиджаза» (то есть пути паломников в Мекку) – 30 000 динаров. И это всё, не считая пожертвования, которые он совершал скрытно! (См. том 13, стр. 158). В книге «Фикх аль-Ибада» написано, что по мазхабу Имама Малика порицается соблюдать желательный пост в день рождения Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), ибо этот день присоединяется к дням праздников. Подобное же написано и в книге «Фикх аль-Ислам ва Адилатуху», том 3, стр. 21, и в книге « Фикх ала Мазхаби аль-Арбаати», том 1, стр. 889. У Шейха уль Ислам аль-Хафиза Ахмада Ибн Хаджара аль-Аскалани, автора многотомного толкования достоверных хадисов «Сахих аль-Бухари» «Фатху аль-Бари», спросили о совершении мавлида. На что он ответил: «Основой совершения мавлида является нововведение «бида», которое не передалось ни от кого из предшественников трёх первых столетий. Всё же совершение мавлида содержит (охватывает) хорошее и плохое. И тот, кто будет стараться соблюдать в совершении мавлида дозволенное и отдалиться от запретного – оно будет считаться хорошим нововведением «аль-бид‘ату аль-хасана», а если не будет сторониться запретного – то нет». Далее он сказал: «Воистину, я нашёл основу для дозволенности совершения мавлида в достоверных источниках Сахих аль-Бухари и Муслима». Вспомните: когда Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) прибыл в Медину, он нашёл, что иудеи соблюдают пост в день Ашура. Он спросил о причине соблюдения ими поста в этот день, и они сказали, что в этот день Аллах утопил Фараона и спас Пророка Мусу (аляйхи-с-салям). И они соблюдали в этот день пост в знак воздаяния хвалы Всевышнему. Из этого хадиса можно извлечь пользу в том, что разрешается тому, кого Аллах наделил в один из дней какой-либо милостью или избавил от какой-либо беды – совершить хвалу Всевышнему. И чтобы он совершал воздаяние этой милости именно в этот же день каждого года. Воздаяние же хвалы Аллаху происходит посредством разных видов богослужения (ибада), подобно совершению земного поклона (сужда), соблюдению поста, раздачи милостыни садака, чтением Корана. А разве есть в этот день (то есть в день, когда родился Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям)) более великая милость, чем появление на свет Пророка – Пророка милости?! Согласно сказанному, следует проявлять усердие, чтобы отметить рождение Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) именно в день его рождения, чтобы это соответствовало истории, произошедшей с Пророком Мусой (аляйхи-с-салям) в день Ашура (то есть соблюдение поста иудеями в день Ашура – в знак воздания хвалы Всевышнему за спасение Мусы (аляйхи-с-салям) и его общины от Фараона). Тот же, кто не обращает внимания именно на этот день, может совершать мавлид в любой день года. Всё сказанное является основой дозволения совершения мавлида. А всё, что касается совершаемого во время празднования мавлида, то следует ограничиться совершением таких вещей, посредством которых выявляется воздаяние хвалы-шукр Аллаху. Также и то, что было перечислено выше: это чтение Корана, угощение едой, раздача милостыни, воспевание стихов, восхваляющих Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), или вселяющее аскетизм, отдаляющее от мирского, побуждающее сердца к совершению благого или полезного для мира Иного («Аль-Хави филь Фатава», том 1, стр. 188). В книге «Ас-Сирра аль-Халабия», автором которой является выдающийся учёный Абу аль-Фарадж Нуруддин Али ибн Ибрахим, написано: весьма полезным считается, когда большинство людей встают на мавлидах при описании рождения Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), проявляя тем самым уважение и возвеличивая Пророка (салляллаху аляйхи васаллям). Подобное же вставание является нововведением, не имеющим под собой основы. Однако, оно считается хорошим нововведением, ведь не каждое нововведение считается порицаемым. Воистину, подобное вставание при упоминании рождения Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) было совершено великим алимом нашей уммы, тем за кем следуют имамы в набожности и понимании религии – это был имам Такию ад-Дин ас-Субкий. В этом за ним последовали великие алимы Ислама его времени. Передают, что как-то возле имама ас-Субкий собралось много алимов его времени, и воспевавший стихи в честь Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) произнёс слова: «И чтобы приподнялись благородные, когда услышат восхваления Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) вставанием ровными рядами или привстали на колени, если они верхом!» Услышав эти слова, привстал имам ас-Субкий, да смилуется над ним Аллах! Также встали все, кто был и на этом собрании. И почувствовали большое духовное спокойствие. Подобного достаточно для того, чтобы последовать их примеру (см. Том 1, стр. 123). Эту касыду (поэму) воспели после завершения урока Шейх уль Ислам аль-Хафиз Такию ад-Дина ас-Субкий в присутствии больших кадиев (шариатских судей), и ещё когда воспевающие воспели слова «и да поднимутся благородные, когда услышат слова восхваления Пророка!» до конца куплета. В этот момент встал Шейх уль Ислам ас-Субкий на ноги, следуя тому, что написал в этой касыде ас-Сарсарий. В этот момент все почувствовали в душе приятное спокойствие. Этот случай передал сын имама ас-Субкий – Шейх аль-Ислам Абу ан-Наср Абу аль-Вахаб в книге «Ат-Табакат аль-Кубра», т. 5, стр. 345, где приводит биографию своего отца. В той книге пишется следующее: «В мечеть аль-Умавия в Дамаске собрались большие алимы города и шариатские судьи (кадийи) перед [имамом ас-Субкий]. Он же сидел в михрабе сподвижников. И тогда воспел чтец касыду имама ас-Сарсария, которая начинается со слов «Малым будет Пророка восхвалять, даже если золотом написать!» – и когда чтец дошёл до слов «и да поднимутся благородные, когда услышат слова восхваления Пророка!», имам ас-Субкий встал и вместе с ним встали все, кто присутствовали рядом с ним и ощутили все необычное спокойствие души» («Ат-Табакат аль-Кубра», т. 5, стр. 345). В книге « И‘анату ат-Талибин», том 3, стр.123, Абу Бакр Усман ибн Мухаммад аль-Бакрий пишет, что Шейх аль-Ислам, наш устаз, познавший Аллаха, Ахмад ибн Зайн Дахлан (муфтий Мекки) в книге «Сирра ан-Набавия» пишет о вставании на мавлиде следующее: это весьма полезное дело и существует обычай, что люди, когда слышат [во время чтения мавлида] слова, где описывают момент рождения Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) – встают. Вот такое вставание считается одобряемым, так как в нём есть проявление почтения к Пророку (салляллаху аляйхи васаллям). Подобное вставание было совершено очень многими алимами нашей уммы, за которыми следуют. Аш-Шейх Ахмад ибн Мухаммад аль-Касталани пишет в книге «аль-Мавахибу аль-Ладуния би минахи аль-Мухаммадия» следующее: «Про Абу Лахаба, (дядю Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям)), который открыто выступал против него и всячески вредил ему, была ниспослана сура в Коране, указывающая на то, что он со своей женой будут вечно пребывать в аду – там его увидели во сне после его смерти. Его спросили, а каково твоё состояние? В огне ада! – ответил он. Но всё же ему облегчается наказание в ночь каждого понедельника. В эту ночь он сосёт воду между двумя пальцами, и он указал головой на них. Такую возможность предоставляют мне за то, что я освободил от рабства Сувайбу, когда она рассказала мне радостную весть о том, что родился Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) и за то, что она кормила его своей грудью, своим грудным молоком». Имам чтецов Корана аль-Хафиз ибн Джавзи сказал: «Если этому кафиру Абу Лахабу, порицание о котором было ниспослано в Коране, облегчают наказание в аду за то, что он обрадовался в ночь рождения Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) – то какое же будет состояние мусульманина, верующего в единственность Творца из уммы Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям) за проявление радости по случаю рождения Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) и в расходовании своих средств в честь мавлида, в проявлении любви к нему!? Воистину, я думаю, будет ему воздаяние от милостивого Аллаха, что введёт его в Рай» (Том 1, стр.89). Ибну Касир, со ссылкой на имама ас-Сухайлия, пишет, что тот, кто видел Абу Лахаба во сне, был его брат – дядя Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) Аббас (да будет доволен им Аллах). Имам Ас-Суюти в книге «Аль-Хави филь-Фатава» пишет, что один из учёных маликитского мазхаба – а именно Тажуддин Умар ибн Али Ал-Факихани – сказал, что совершение мавлидов является порицаемым нововведением и написал об этом книгу, в частности, он там писал, что это – «Собрания мужчин вместе с подростками и женщинами, будь они вместе в одном помещении или отдельно, но так, чтобы их было видно, также и проведение танцев, когда танцующие склоняются из бока в бок или делают круги, также погружаясь в бесполезную речь, забывая о Судном дне. Или это – отдельное собрание женщин, возвышающих свои голоса поздравлениями или воспеванием нашидов, выводящие из состояния спокойствия сердца, или чтение зикра и Корана не в форме, указанной Шариатом, при этом забывая слово Аллаха (смысл): «Воистину, Господь твой следит за вами [т. е. видит вас]» (сура «аль-Фаджр», аят 14.). В запрещённости этого не может быть сомнения и не посчитают это хорошим обладатели благого нрава! Воистину, подобное нравится тем, чьи сердца мертвы из-за тяжести грехов. Более того, они считают это богослужением, а не чем-то порицаемым и запретным. Воистину, созданы мы Аллахом – к Нему наше возвращение!» Имам ас-Суюти написал ответ на данное высказывание: «В действительности то, о чём он говорит, является правильным. Однако, запретность подобных действий – не из-за собрания в честь мавлида, а из-за сопровождения его такими запретными деяниями. И если подобные деяния будут сопровождаться при совершении пятничной молитвы – это было бы плохим и гнусным поступком. Но из этого не следует запретность собрания на пятничную молитву в его основе, как это явно понимается. Воистину, я видел, что некоторые подобные поступки случаются и в собрании людей на коллективных намазах-таравих в ночи месяца Рамазан. Разве мы можем сказать, что нужно порицать собрание на совершение коллективного намаза-таравиха только из-за того, что их сопровождают запретные вещи? Конечно же – нет. Наоборот, мы скажем, что основа собрания на коллективный таравих-намаз является сунной и деянием, приближающим к довольству Аллаха, а то, что совершается вместе с этим запрещённого – является гнусным и запрещённым. Точно также основа собрания для совершения мавлида – дело благое, а то, что совершается в нём из запретных деяний – запретно и порицаемо (Том 1, стр. 185). Достоинства и благодать мавлида. Выдающийся алим Абу Бакр Усман ибн Мухаммад аль-Бакрий в толковании книги «Фатх аль-Мубин» пишет следующее: «Аль-Хасан аль-Басри из числа больших табиинов, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Желал бы я, чтобы было у меня золото, равное горе Ухуд, дабы расходовать его для чтения мавлида Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям)». Джунайд аль-Багдади, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Кто посетит место чтения мавлида Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) и почтит его – воистину, получил веру. Маруф аль-Кархи, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Кто приготовит угощения ради чтения мавлида Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) и пригласит братьев по вере, и оденет новую одежду, и зажжёт благовония, оказывая почёт дню рождения Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) – того Аллах поднимет в День Суда в числе первых, вместе с пророками (аляйхиму-ссалям) – и будет он в высших степенях в Раю!» Подобное же пишет и Имам Аль-Яфии аль-Ямани, да смилуется над ним Аллах. Ас-Сарию Ас-Сакатий, да смилуется над ним Аллах, сказал, что тот, кто посетит место, где читают мавлид Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), воистину, стремится к Саду из Райских садов, так как он не стремился туда, кроме как из-за любви к Посланнику Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям). Ведь Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Кто любит меня – будет со мной в Раю». Имам Познавших Аллаха, Джалалудин Ас-Суюти пишет в книге «аль-Васаиль шарху аш-Шамаиль», что в каком бы доме, или в мечети, или же в местности прочитают мавлид – это место окружат Ангелы и охватит их всех милость Аллаха. Воистину, я написал эту статью, чтобы люди стремились читать мавлид Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям), проявляли радость появлению его на свет, так как его приход является приходом милости и спасения от заблуждения, ведь Аллах в Коране говорит (смысл): «Мы послали тебя милостью для всего человечества». И не обращайте внимания на слова тех, чьи сердца слепы от понимания того, что в действительности является порицаемым и запретным в Исламе, а что – побуждаемым и дозволенным! Если кто-то ищет истину вышесказанного, пусть посмотрит на ссылки, приведённые здесь, а потом прочитает биографию тех, кто приводит их – и осознаёт степень их знания, их авторитет в знаниях Шариата, их набожность и богобоязненность, их трепетное отношение к наукам Ислама, а главное – следование сунне Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), так как они являются корифеями наук Ислама, хафизами хадисов Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) и Корана. Для того, чтобы дать оценку тому или иному поступку, не обязательно, чтобы этот поступок совершил Имам Аш-Шафии или какой-либо другой из имамов. Нам достаточно, что они установили основу, согласно Корану и сунне Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) – и если всё, что совершается после их жизни или привнесено после их веков и веков сподвижников – то необходимо это сопоставить с основами, высказанными ими. Если же оно соответствует им – то оно считается дозволенным, а если противоречит, то запретным. Для большего понимания данного вопроса приведу в пример один случай. Как-то в одном из дагестанских сёл совершали мавлид, причём он совершался в мечети и женщины этого села не были приглашены. Несмотря на это, некоторые из прихожан вышли из мечети, цитируя слова Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), что это нововведение, а каждое нововведение ведёт в ад. Таким образом они вселили сомнения в сердца тех, кто ничего не понимает в вопросах религии, кроме того, что нужно совершать намаз и соблюдать пост – и тем самым внесли раскол в ряды мусульман данного села. Теперь: что же происходило в мечети? Сначала джамаат совершил вечерний намаз коллективно, затем все вместе прочитали три раза Шахаду, затем совершили тавбу-покаяние за грехи, словами «Астахфируллах», потом коллективно прочитали зикр словами «Лаилаха иллаллах», затем двое из присутствовавших прочитали сочинение о вознесении Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), о Мирадже, а между чтением мавлида, в начале и в конце собрания, читали салават Посланнику Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям). Там присутствовали имам этого села и алимы, приглашённые на данный маджлис – они в свою очередь прочитали три проповеди на разные темы, побуждающие к добру и разъясняющее основы Ислама и важность их соблюдения, о достоинстве поминания Аллаха зикр и чтения салавата Пророку (салляллаху аляйхи васаллям), после чего все сделали дуа, совершили ночной коллективный намаз и разошлись. Были и те, кто по своему желанию и возможности раздали милостыню. Этот маджлис назывался мавлидом и был совершён в ночь вознесения Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям). Теперь давайте поразмыслим вместе, желая понять истину, не придираясь к названиям и именам, вне зависимости, от кого мы эту истину слышим. Что по Исламу запрещено в этих действиях джамаата данного села, чтобы, назвав это нововведением, можно было расколоть джамаат на две стороны?! Теперь зададимся вопросами. Разве Ислам не побуждает совершать намаз коллективно? А к совершению покаяния-тавбу? А к чтению зикра? А к чтению салавата Пророку (салляллаху аляйхи васаллям)? Или к изучению историй и событий, связанных с Посланником Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям)? Или ещё к чтению проповедей малосведующим в вопросах Ислама? И главное: не предостерегает ли Ислам от раскола рядов мусульман? Можно ещё много чего перечислить из того, к чему побуждает Ислам – и для каждой вещи из того, что тут перечислено, есть основа в Коране и Сунне Пророка (салляллаху аляйхи васаллям). Не будем их приводить, так как все эти вопросы и ответы на них настолько банальны, что каждый, даже мало-мальски понимающий в Исламе человек, ответит только положительно. Думаю, тут можно задаться вопросом: а что именно в такой форме, как мы сегодня совершаем мавлид, не практиковалось среди сподвижников? Ответ: сколько всего есть в Исламе, которого ими не совершалось, а когда расширились границы Ислама и они видели, что происходят вещи, которые не практиковались во время Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) или при самих сподвижниках – они не спешили запрещать, а сопоставляли с нормами и основами Корана и Сунны. И то, что находили противоречащим, исправляли – и говорили, что так делать нельзя, или это делать можно, если из него исключить то-то или то-то. Вот это и было причиной того, что имамы разделили нововведения на разные категории и дали им разные решения, согласно тому, насколько они соответствуют основам Ислама или противоречат им. Другая истина в том, что мы сегодня совершаем такие мероприятия под названием «мавлид», хотя бы для того, чтобы немного разъяснить собравшимся жизнь Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям), побудить их задуматься, совершить тавбу, читать зикр и т. д. Теперь ответьте сами: разве нуждались сподвижники и их последователи устраивать специальные маджлисы или мероприятия типа наших современных конкурсов для того, чтобы побудить народ и особенно молодёжь к изучению истории Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) – или они это всё не знали в совершенстве? Конечно же – нет, ведь их время было чистым от такого массового незнания Ислама и истории Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), они пребывали в мечетях в богослужении и в изучении Ислама, и вся их жизнь была поклонением. Теперь спросите себя: кто присутствует на наших мавлидах, люди занятые мирским и отвлечённые от Аллаха, которые заходят в мечеть только на пятничную или праздничную молитву? Которые могут пропускать обязательные предписания, не говоря уже о желательных? И причина всего этого – незнание, несовершенство их имана (веры), отсутствие ревности к Исламу и его призыву. Как будто это «должны знать другие, а не мы» – эту тему можно и продолжить… но мы сами знаем, кто мы и в каком времени живём, и что основная беда нашего общества – это незнание. Так давайте же будем призывать к отдалению от всего, противоречащего Исламу, в каком бы месте, или времени, или собрании оно ни происходило: будьто похороны, свадьбы, мавлиды и т. д. А всё то, что в своей основе соответствует нормам Ислама – оставим как есть! Дай Аллах нам правильное понимание Ислама и сделай нас из числа тех, кто в Судный день получит шафаат Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям)! Амин. Предание, исходящие от сподвижников Пророка. Единодушное решение алимов из числа муджтахидов уммы Пророка Мухаммада. Автор: Мухаммад Магомедов Al-kahiby islamdag.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий