пятница, 18 марта 2011 г.

Из истории мусульман Поволжья

ЗАМЕТКИ О городках, курганах и древних жилищах, находящихся в Казанской губернии и о встречающихся в них находках. (продолжение) Действительного члена И.А. Износкова Мамадышский уезд. С. Омары и д. Омарский Починок. Селения эти находятся одно подле другого, в пяти верстах от реки Камы, жители в них русские и весьма небольшая часть инородцев – татары, выселенных сюда в 1832 году из Спасского уезда в наказание за отпадение в магометаство.
Омарские жители времени переселения в эту местность не помнят, а Омарские Починок возник около 250 лет назад тому. – Основателем его называют одного из крестьян, вышедших из Пермской губернии, потомки которого и до сих пор носят фамилию Пермяковых. У русских крестьян не сохранилось предания о том, чтобы местность, где находятся ныне с. Омары и д. Омарский Починок, могла быть заселена в прежнее время инородцами, но на это указывают во первых названия нескольких соседних урочищь и попадаются в них находки, а во-вторых существовавшие ещё в недавнее время обычаи и костюмы русских крестьян, заимствованные ими повидимому от инородцев. Так д. Омарский Починок с севера окружена оврагом «Кереметь», в котором, как говорят, в древности было инородческое мольбище; а к северо-западу от этой деревни есть гора, называется «Ровы», на ней заметны следы возвышений и рвов (ровы), следы, как полагают некоторые крестьяне, древнего татарского жилища. В овраге Керемет и до настоящего времени находят обломки глиняной посуды, покрытой глазурью, и разные железные и медные вещи, прежде же, говорят, находили и серебро. Представляемые при сем в музей Общества обломки от разных металлических вещей, полученные мной от учителя Омарского двухклассного училища Хлебникова, набраны в овраге Керемет бывшим учеником того же училища Михаилом Мичугиным, доставившим мне также довольно подробное описание д. Омарского Починка и окрестностей её. В с. Омарах учитель Хлебников приобрёл от одного из русских крестьян кусок холста, вышитого шёлками. Из такого холста шили в конце прошедшего столетия камзолы, надеваемые на свадьбах поезжанами, сопровождавшими свадебной поезд верхами. Узоры на вышитом куске, по моему мнению, весьма походят на узоры верхних одежд, носимых в настоящее время черемисами. Село Омары и Омарский Починок, имеющие более трех тысяч жителей обоего пола, окружены также многолюдными русскими селениями, по названиям которых, как и села Омар, можно предполагать, что основателями селений были инородцы. Села: Дигитли, Кирмени и Секенеси с их приходскими деревнями окружают Омарский приход. В с. Дигитлях, по сведениям, полученным мной в недавнее время, на гумне у одного из крестьян есть несколько надгробных камней с надписями, снимки с которых в непродолжительном времени мне обещались доставить. Около села Кирменей находятся также могильные памятники и древнее городище, топографию которого подробно объяснил член-сотрудник нашего Общества Е.Т. Соловьев в одном из заседаний Четвертого Археологического Съезда. Таким образом местность, на которой находятся все упоминаемые мной в этих заметках селения Мамадышского уезда, заслуживает, мне кажется, более подробного исследования, при котором она представит, много интересного в археологическом отношении Тетюшский уезд. С. Урюм. На расстоянии от 300 до 350 сажен от этого села, по направлению к дер. Богдашкиной, в сорока саженях от дороги из села в деревню, находится древнее татарское кладбище, на нем есть несколько могильных камней и один из них с надписью, довольно хорошо сохранившейся. Снимок с этой надписи, сделанный учителем Урюмского сельского училища Дворниковым, при сем представляется. В настоящее время по близости от с. Урюм, жители которого мордва, и от чувашской деревни Богдашкиной – татар нет. Вышеупомянутое кладбище называют также мордовским, потому что на нем хоронили мордву, когда они были ещё язычниками, но могильные камни с надписями, по словам крестьян, были и в то время, когда ещё предки их мордва и чуваши, основавшие село Урюм, а затем деревню Богдашкину в прошедшем столетии, жили в 15-ти верстах от места, где находится ныне село, в лесу на поляне, называемой Юрмалка. На этой поляне и теперь видны ямы и следы построек. Казанский уезд. С. Чипчуги. Жители передают, что это село основано ссыльными из разных мест татарами, чувашами, черемисами и жидами, которые впоследствии обрусели; от этого разноплеменного заселения жители до сих пор будто бы, носят фамилии; Черемисовых, Жижиных, Мурзиных и пр. Кроме того, между ними встречаются крестьяне, имеющие фамилии: Майоровых, Капраловых. Говорят, что предки этих крестьян были произведены в майоры и капралы Пугачевым, проходившим с своей шайкой через село. На речке Ящерме с Пугачевым, которого многие крестьяне старики и старухи до сих пор называют царем Петром Федоровичем, была битва: «против нашего царя Петра Федоровича шел басурманский царь «Милькисон», у нашего царя войско было плохенькое, набранное из крестьян, из которых он понаделал майоров и капралов, а у басурмана были настоящие воины в кованных латах». Убитых зарыли в общую яму при впадении р. Ящермы в Казанку, на этом месте поставлен был крест, и теперь тут ежегодно служат панихиду. Неподалеку от этого места зарыты также, говорят, в шкуре лошади деньги, взятыя у Пугачева. В 0,5 версте от с. Чипчугов находятся два могильных камня с надписями. Один из них хорошо сохранился, а от другого осталась только нижняя половина. Д. Карадуван. Недалеко от этой деревни, около почтовой дороги, находится могильный камень с татарской надписью. Говорят, этот камень поставлен назад тому двести лет «Бяряскинскими купцами Вятской губернии». Об этом могильном памятнике сохранилось такое предание: Из Бухары вышли три человека, ходили везде и проповедовали магометанскую веру. Однажды, по дороге из Казани в Карадуван, в лесу, который теперь называется Фонгленовским, они увидали, что какие-то разбойники напали на извощиков, за которых они и заступились; но при этом разбойники отрубили голову одному из проповедников. Проповедник взял свою голову, положил её за пазуху и пошел вперед. Товарищи его хотели взять у него его голову, но он не дал, тогда они взяли его под руки и повели по дороге. Так прошли они 8-м верст, а потом безголовый, сделавши три шага в сторону от дороги, упал и умер. На этом месте товарищи его похоронили, а сами ушли в Азию. Через несколько времени по той же дороге шли в Сибирь арестанты. Дойдя до могилы один из арестантов сказал: «Ай, ай! Как хорошо здесь пахнет». Другие на это ему отвечали: «Тут недалеко луга, где есть разные цветы и травы, оттого и воздух здесь приятный». «Нет, сказал первый арестант, здесь похоронен один святой, об этом у меня записано в книжке. Их было трое, один здесь помер, а двое ушли в Азию. Похороненного звали Искандер».

Известия археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. 1879 год, том 2, с. 103-106.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий