среда, 17 августа 2016 г.

О, мой родной язык!

На страницах Интернета не утихает истерика по поводу недавнего решения Пленума ДУМ РТ о пятничных проповедях на татарском языке. О татарском языке и его необходимости сохранения для нашего народа я писал неоднократно. Но, здесь я хотел бы подчеркнуть другое. Я хотел бы обратить внимание нашего истеричного современного поколения, которое сегодня живёт только одним днём и знает только сегодняшних героев на то, что проблема языка и проповедей появилась не сегодня и не вчера. В своё время аж в девятнадцатом веке мусульманская элита очень долго сопротивлялась вообще введению пятничных проповедей на татарском языке и вообще на языке местных народов. По пятницам наши муллы читали на арабском языке и, кстати, многие прихожане, тогда как говориться мало-мальски его понимали. Как ни странно, но сегодня аргументация против русского языка примерно та же, что и в позапрошлом веке против татарского языка. Однако как говорили классики материализма, бытие определяет сознание. И поэтому рано или поздно, скорее всего русский язык всё-таки возобладает. Даже не, потому что русскоговорящих станет больше, просто татароговорящих не останется. При той политике, которая сегодня проводится в деле сохранения родного татарского языка, другого исхода мы даже не рассматриваем. И при всём своём отношении к родному языку. Я желаю сохранить своё родной язык и стараюсь это делать по мере возможности. Я хотел бы обратить общественность на явные проблемы решения Пленума ДУМ РТ о пятничных проповедях.
Первая проблема касается юридического или правового аспекта:
1. Решение Пленума ДУМ РТ противоречит Уставу организации, который кстати написан на русском языке и даже не продублирован на татарский. Потому как в Уставе ДУМ РТ не прописан статус татарского языка и получается согласно этому документу, имамы имеют право вести проповедь на любом языке на территории Республики Татарстан.

2. Решение Пленума ДУМ РТ противоречит Конституции Республики Татарстан, где русский и татарский языки, являясь государственными на данной территории, имеют равные права. Таким образом, исключение одного языка из употребления является нарушением норм Конституционного права.
Статья 8 1. Государственными языками в Республике Татарстан являются равноправные татарский и русский языки. 
2. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях Республики Татарстан государственные языки Республики Татарстан употребляются на равных основаниях. 

3. Решение Пленума ДУМ РТ противоречит Конституции Российской Федерации.
Статья 68. 1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.
3. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития
4. Внутренняя документация ДУМ РТ ведётся исключительно на русском языке, что нарушает опять-таки статью 8 основного закона Республики Татарстан с одной стороны, а с другой стороны противоречит принятому решению на Пленуме ДУМ РТ.
Вторая проблема касается системы образования:
1. Ни одно религиозное учебное заведение на территории Республики Татарстан не ведёт учебные занятия на татарском языке. Логичнее было бы сначала подготовить образованных и владеющих татарским языком специалистов, прежде чем принимать подобные решения.
2. Согласно последним заявлениям по поводу Булгарской Академии преподавание будет вестись на арабском языке, что по сути уже противоречит решению Пленума ДУМ РТ. Потому как религиозная проповедь, а она, скорее всего, будет вестись в Булгарской Академии исключительно на арабском языке.
Третья политическая проблема:
1. Если поступило подобное заявление от ДУМ РТ, то мы можем ожидать подобные заявления и от ДУМ РБ или Мордовского муфтията и Удмуртского муфтията или Марийского муфтията. По логике каждый из этих муфтиятов в целях сохранения статусного или государственного языка может и прежде всего, потребует вести пятничную проповедь на языке статусного народа. То есть, в Башкирии башкиры потребует вести пятничные проповеди по всей территории республики на башкирском, хотя более половины мечетей ведут сегодня проповедь там, на татарском, в Марий Эл на марийском и так далее. И все будут заботятся о сохранении родного языка.
2. Многие псевдосалафиты не знают и не хотят знать татарского языка, зато они жаждут религиозных знаний. После того как прогнали одного из видных идеологов данного движения на территории Российской Федерации Камаля аз-Занта многие из последователей ушли в подполье и уже сегодня ведут свои учебные курсы и проповеди на русском языке. Введение обязательной проповеди на татарском языке уведёт эту аудиторию ещё в большее подполье.
Четвертая морально-этическая проблема:
1. Собственно в самом ДУМ РТ много лиц, слабо владеющих родным татарским языком. Никто из них за три года так и не смог выучить его. Самым ярким примером служит Первый заместитель председателя.
2. Все заседания в ДУМ РТ проходят на русском языке. Поэтому либо сначала необходимо что-то делать у себя, а потом начинать переводить борьбу за язык в общество и обязывать своих подчиненных.

Таким образом, у ДУМ РТ есть четыре аспекта проблемы сохранения родного языка, которые необходимо так или иначе решить, иначе заявления Пленума организации так и останутся очередной пиар акцией и неудавшимся проектом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий