суббота, 27 мая 2017 г.

Золотой фонд центра "Иман". Книга "Имам Матуриди"

Имам Матуриди
Полное имя благословенного имама – Абу Мансур Мухаммад ибн Махмуд аль-Матуриди. Родился он в деревне Матурид близ Самарканда. В источниках не содержится сведений о точной дате его рождения, но большинство историков сходятся на том, что он скончался в 333 году по хиджре (944 г.). Исходя из того что наставник Имама Матуриди Мухаммад ибн Мукатиль ар-Рази скончался в 248 году по хиджре (862 г.), представляется, что сам Имам родился в 238/853 г.
Существуют разные мнения относительно национальности Имама Матуриди. Согласно одному из них, он происходил из тюрков. Согласно другому – являетс я потомком знаменитого Айуба аль-Ансари из Медины. Последниее мнение подкрепляется тем, что некоторые арабские семьи из Медины переселились в Самарканд.

В историческую эпоху, когда жил благословенный имам, государство Аббасидоов ослабело, в связи с этим возникло множество мусульманских государств. Одно из них – государство Саманидов – установило свою власть в Маверауннахре. Начиная со второго века по хиджре в исламском мире, с одной стороны, через переводы и комментарии получают распространение философские науки, с другой стороны появляются мутазилиты, также придающие большое значение разуму. Мутазилиты начали пропагандировать свое понимание акиды (вероучения). Традиционная акида саляфов, связанная с источниками (накль) и отдающая предпочтение покорности, не могла, как-то действенно противостоять этому новому движению. Халифа Мамун объявил вгляды мутазилитов официальной акидой государства, дав новый импульс распространению этой фирки (218/833 г.). Чтобы противостоять этому, в мусульманском мире существовала необходимость в новом подходе к основам вероисповедания – усуль-ад-дин. Этот новый подход должен быть и привязанным к источникам (накль), и вобрать в себя положительные стороны подхода мутазилитов – основываться в том числе и на логических методах. Учеными, которые преуспели в этом деле, были Абу Мансур Матуриди из Маварауннахра и Абу Хасан аль-Ашари (389/990 г.) из Ирака, которые создали новую науку – ильм аль-калям. Историк аль-Макдиси (389/990 г.) так писал об области мусульманского мира, откуда происходил Матуриди, и о правящих в ней саманидах: «Науки и ученость достигли в этой области вершины своего развития. Это сокровищница знаний и блага, несокрушимая крепость ислама. Факихи, ученые в этом краю почитаются наравне с правителями». Империя Саманидов до тех пор, пока не пала сама (389/990 г.) всячески защищала и поддерживала ученых. Невозможно представить, чтобы Имам Матуриди, который жил в такой среде, остался бы в стороне от научных дискуссий и религиозных наук. Среди его наставников можно назвать ученика Абу Ханифы Шейха Абу Бакра Ахмада ибн Исхака, Абу Насра Ахмада ибн аль-Аббаса, известного под прозвищем Факих ас-Самарканди, Нусайра ибн-Йахъю аль-Балхи и кади Рея Мухаммада ибн Мукатиля ар-Рази. Хотя последователи и одарили Имама Матуриди такими титулами, как «Знамя прямого пути» («Алям аль-худа»), «Предводитель ученых каляма» («имам аль-мутакаллимин»), хотя его слава была велика и он был окружен любовью, к сожалению, о нем мало что говорится в собраниях биографий и книгах по истории мазхабов.

Как очевидно и из его научной силсили, Имам Матуриди, следуя взглядам и мазхабу Имама Абу Ханифы, наряду с источниками (накль) большое значение придавал и разуму. Он преуспел в диспутах, которые вел с представителями различных фирк и мазхабов как из самого Самарканда, так и из его окрестностей. Матуриди вступал в дискуссии с каррамитами, шиитами и мутазилитами. Особенно острые споры он вел именно с последними. Из его современников Абу аль-Касим Абдуллах аль-Кагби (ум.317/929 г.) был главой мутазилитов в Багдаде. Матуриди в своей книге «Китаб аль-таухид» опровергает взгляды Кагби. В ответ на три книги Кагби Имам Матуриди вел дискуссию с мутазилитами в целом и их багдадской группировкой в частности, то в Ираке взял на себя такую миссию аль-Ашари, ведя полемику с мутазилитами Басры.
Из книги "Имам Матуриди. Казань: Издательство "Иман", 1431/2010

Комментариев нет:

Отправить комментарий