суббота, 17 февраля 2018 г.

Азимовская мечеть


Удивительна история Азимовской мечети Казани. Начиналось все с того, что на ее месте стояла совсем непримечательная деревянная мусульманская мечеть без минарета, сооруженная в 1804 году для рабочих мыловаренной фабрики. В 1851 году богатейший на те времена купец Мустафа Азимов на свои средства выстроил на этом месте новую мечеть с минаретом, но тоже из дерева. С 1887 по 1890 год его сыном Муртазой Азимовым (купец первой гильдии) была построена более просторная каменная мечеть. В это строительство тоже были вложены собственные средства купца. 
Копия завещания

Казанский купец 2ой гильдии Муртаза Мустафина Азимов, живущий в г.Казани 5 части на Мыловаренной улице, в собств. доме, где он в присутст­вии мне* известных свидетелей: казанского купца Исхака Юсупова Апанаева, живущего в г.Казани, 5 части на Плетневской улице, в своем доме, крестья­нина Казан, губ. и уезда дер.Починка Наукш Мухамет-Гарея Серазетдинова Тагирова, живущего в Казани на Мыловаренной улице, в своем доме, и ка­занского мещанина Шаги-Ахмета Аминова, живущего в Казани, на Мылова­ренной улице, в своем доме, и объявил мне, что желает совершить нотариаль­ное духовное завещение следующего содержания: "Хвала буди Богу Господу всех тварей всемилостивому царию в день судный 1886 г. октября 22 дня, я, нижеподписавшийся Потомственный почетный гражданин, Почетный мировой судья и кавалер, казанский купец Муртаза Мустафин Азимов, будучи в здра­вом уме и твердой памяти, заблагорассудил в отмену всех прежде сего состав­ленных мною в разное время восьми духовных завещаний, именно:

1868 г. марта 13 дня, явленного у крепостных дел Казанской граж­данской палаты с запискою в книгу под Лит.Б за № 39;

1870 г. октября 14 дня, явленного в Казанской Палате уголовного и гражданского суда с запискою в книгу под лит.Д за № 49;

1872 г. сентября 25 дня, записанного в актовую книгу на недвижи­мые имения у нотариуса г.Казани Арцыбашева под № 29 на обороте страни­цы 8ой;

1873 г. мая 7 дня, записанного в актовую книгу на недвижимые имения у нотариуса г.Казани того же Арцыбашева под № 279 на обороте страницы 80;

1874 марта И дня, записанного в актовую книгу на недвижимые имения того же нотариуса Арцыбашева под № 252 на стр.74;

1878 г. февраля 27 дня, записанного у того же нотариуса г.Казани Арцыбашева в актовую книгу на недвижимые имения ч.2ой под № 72 на обороте стр.Ной;

1879 октября 24 дня, записанного у нотариуса г.Казани Писриева в актовую книгу на недвижимые имения под № 29 на страницах 22ой и 23ей;

1884 г. января 2 дня, записанного у нотариуса г.Казани Никольско­го в актовую книгу на недвижимые имения под № 1 на стр.1ой

сделать о всем моем благоприобретенном имении на случай моей смерти следующие распоряжения: китаечную фабрику мою со всеми в ней приспособ­лениями к производству китайки и бязи, с находящимися при ней конторою, красильными и сушильными и другого рода постройками, как каменными, так и деревянными, состоящую в 5 части Казани, по улице Мыловаренной, с зем­лею, к ней принадлежащею, на к-ой фабрика устроена мною, мерою по улице Азимовская мечеть. 1890 г. (Из коллекции фотодокументов Национальной библиотеки РТ)

Мыловаренной от соседней межи усадьбы Каргина 59 саж. и в глубину двора 55 саж., предоставляю по смерти моей в полную собственность сыновьям сво­им Мухамету и Абдулкадыру Муртазичам Азимовым в общее их владение в равных частях. При чем советую им при управлении и распоряжении этою фабрикою держаться того порядка, к-ый мною веден был, т.е. для правильно­го учета фабрики вести все те конторские книги, которые велись мною, и вы­работанный на фабрике и находящиеся в наличности товар продавать в Каза­ни и по ярмаркам, где распродажа товара фабрикою выработанного гораздо выгоднее местного сбыта.

Из остального же всего движимого и недвижимого благоприобретенного мною имения моего в совокупности, какое только по смерти моей останется, в чем бы оное не заключалось и где бы таковые не оказалось мне принадлежа­щим, завещаю следующие выдачи и израсходования:

1) Для приготовления облачения и погребения тела моего употребить 1500 рублей;

2) В исполнение неисполненных мною в течении жизни моей в разное время лежавших на мне религиозных обязанностей относительно постов, молитв и других религиозных дел, раздать людям набожным и благочестивым 1500 руб.;

3) Если после смерти моей окажется на мне неисполненныя мною обя­занности и долги, записанные в моих торговых книгах, а равно и незаписан­ные, но по священному Шаригату доказанные, то обязательства исполнить, а долги уплатить;

4) Выдать всем состоящим в г.Казани медресе 600 рублей, разделив их между ними поровну, прося каждое из них прочитать Коран за упокой души моей;

5) Выдать 400 рублей приходской своей мечети, называемой "Азимовскою" и состоящему при ней медресе, находящимся на Мыловарен­ной улице, в 5 части г.Казани, на освещение и отопление их;

6) 3000 рублей употребить на устройство медресе и мечетей там, где надобность к тому представится, что представляю усмотрению наследников моих и душеприказчиков;

7) 500 рублей раздать бедным на одежду, что также предоставляю ус­мотрению наследников моих и душеприказчиков;

8) Так как я по священному Шаригату при жизни моей выдал сыновь­ям моим Мухамету и Абдулкадыру Муртазичам Азимовым каждому по 20.000 рублей, а обоим 40.000 рублей, жене моей Биби-Фатиме Исхаковне Азимовой 5000 руб. и трем дочерям моим девицам: Умугульсюм, Биби-Гайше и Биби-Хадиче Муртазиным Азимовым по 2000 руб. каждой и всем трем 6000 руб., и капиталы эти отданы ими мне на сохранение, то таковые долж­ны быть им возвращены каждому по принадлежности и беспрекословно, как собственность их. Затем по исполнению всех вышеозначенных расходов и вы­дач, все остальное движимое и недвижимое благоприобретенное имение мое, какое только по смерти моей останется, в чем бы оно ни заключалось и где бы ни оказалось, завещаю в полную и неотъемлемую собственность наследни­кам моим: жене моей Биби-Фатиме Исхаковне Азимовой и детям моим, сы­новьям: Мухамету и Абдулкадыру Муртазичам Азимовым и дочерям: Биби Бадрей Камал Муртазивне, по мужу Забировой, Биби Фатиме Муртазивне, по мужу Рахметуллиной, Зайне-бану Муртазивне по мужу Субаевой, деви­цам: Умугульсюм, Биби-Гайше и Биби-Хадыче Муртазивным Азимовым с тем, чтобы они все мои имения, как движимое, так и недвижимое в совокуп­ности, какое только останется за учинением вышеозначенных израсходований и выдач, разделили между собою по ценности оного согласно священному Шаригату, дружелюбно без всяких споров и пререканий. А так как поимено­ванных детей моих: Мухамет, Абдулкадыр, Умугульсюм, Биби-Гайша и Би-би-Хадыча Муртазичи Азимовы не достигли еще в настоящее время совер­шеннолетия и если останутся по смерти моей несовершеннолетними, то опе­куншею и попечительницею над ними назначаю, согласно 227 ст. и 229 ст., X т., 4.1 Св. зак. гражданскую жену мою, и их мать, Биби-Фатиму Исхакову Азимову, под наблюдением и руководством которой должен быть совершен планный раздел по священному Шаригату оставшемуся после меня имению без всяких споров и пререканий, равно возлагаю на нее же, как душеприказ­чицу, и приведение сего духовного завещания в исполнение, как относительно выдач и израсходований, так и раздела по священному Шаригату остального имения между всеми поименованными наследниками моими: в помощь же ей, жене моей Биби Фатиме Исхаковне Азимовой, как по управлению опекою, так и по разделу имения и вообще по проведению сего моего завещания в ис­полнение назначаю душеприказчиками казанских купцов Ахметзяна Файзуллиновича Рахметуллина и Галима Хусаиновича Субаева и казанского купца Шаги-Ахмета Фахрутдинова Забирова вполне уверенным, что они по добро­му их расположению ко всему семейству моему, не оставят со своей стороны жену и детей моих добрыми советами и указаниями, в чем надобность пред­ставится при помощи Всемил. Бога Вышнего и Его пророка Магомета и, при­зывая на поименованных наследников моих мир и благоволение Божие, заве­щаю им пребывать между собою в родственной семейной любви и согласии. Аминь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий