пятница, 25 ноября 2016 г.

О погребальных обрядах у тюркских племен с древнейших времен до наших дней (3 часть)

Гильом Рюисбрюк, отправленный к Татарам в 1253 году королем Людовиком, говорит, что Татары оплакивают своего покойника громкими рыданиями и воплями, и затем освобождаются от платежа податей на весь год. Присутствовавший при чьей-нибудь смерти не может переступать через порог великого хана целый год. Тот-же Рюисбрюк сообщает, что у Половцев существует обычай делать над могилою умершего насыпь и ставить на статую с лицом, обращенным к востоку, и с чашкой в руке. Над могилами богатых и знатных лиц ставят маленькие срубы на подобие пирамид. Над могилой вешают 16 лошадиных шкур, по 4 с каждой стороны. На могиле они ставят в посуде кумыс и мясо. Могилы обносят камнями, вертикально поставленными. 4 камня, стоящие по углам, обознают страны.
Марко Поло, отправившийся в 1253 году в Китай через город Хами, в котором я жил 2,5 месяца в 1892 году, говорит, что, если умрет у Татарина сын, ещё не женатый, а у другого умрёт дочь, ещё девица, то родители того и другой женят их обоих и, заключивши брачное условие, рисуют на бумаге мальчика и девочку, твердо веруя, что покойники поженятся на том свете.
Писатели Кромер, Винцент де-Бове и другие (веков) говорят, - Татары веруют, что будут иметь в загробной жизни стада и прочие вещи, которые были у них в этом мире. Покойника кладут в могиле на возвышение в трона, со столом, на котором поставлено мясо и молоко в посудине, и так хоронят его с кобылой, жеребёнком и лошадью в полной упряжи. Другая лошадь убивается и съедается; шкура её наполняется сеном и возвышается на двух палках. Всё это, говорят Татары, делается для того, чтобы в другой жизни иметь свою хижину, свою лошадь и своё молоко. Кости всегда сжигаются. Важных особ хоронят тайно от народа, вместе с ними кладут рабов. Некоторые сжигают тела своих родителей и берегут их пепел, которым посыпают мясо.
Верование, что загробная жизнь есть продолжение настоящей, было присуще не только Тюркским, Манжурским и Монгольским племенам, когда они были шаманистами, но и корейским племенам, по крайней мере это видно из Китайских летописей, обнимающих время со века до Р.Х. по век по Р.Х. Уплемён Фуюй и Гаогюйли младший брат, по смерти старшего, женился на невестке. У племени Восточного Воцзюй с каждым покойником клали вырезанный из дерева облик его. У племени Гаогюйли младший брат, по смерти старшего, женился на невестке. У племени Восточного Воцзюй с каждым покойником клали вырезанный из дерева облик его. У племени Гаогюйли при покойнике клали золото, серебро и разные дорогие вещи. Насыпь над могилой делали из камней, набросанных в кучу, и обсаживали хвойными деревьями. У племени Гаоли после погребения все вещи, которые покойник употреблял при жизни, как-то: одеяние, разные редкости, телеги, лошадей, расставляли подле могилы. Племя Уги бросало своих покойников на степи и их трупами приманивало во время охоты соболей. Племя Шивей клало трупы своих покойников на деревьях. Указанные здесь 6 племён жили в восточной части Монголии и в нынешней Манжурии. Но основании сходства погребальных обрядов этих 6 племён, причисляемых Китайцами к так называемым «восточным иноземцам», с погребальными обрядами нынешних Амурских инородцев, как-то: Манжур, Тунгусов, Гольдов, Гиляков и Айно, может думать, что эти Амурские инородцы произошли от вышеупомянутых «восточных иноземцев», исповедывавших шаманство, которое,  сохранившись до наших дней, выражается как в почитании душ предков и призывании духов, вод, гор, огня и лесов, так и в погребальных обрядах. Что касается нынешних Монгольских племён, то шаманство держится у них в народе до сих пор, хотя ламы строго преследуют исповедующих шаманство, или, как они называют «чёрную веру». Призывая духов как у Монголов, так и у Татар по содержанию совершенно сходны друг с другом. Погребение умершего с предметами домашнего обихода и гадание шаманов о потере по жжёной бараньей лопатке существуют в Монголии, Тарбагатае, Китайском Туркестане, на Алтае и в Вост. Сибири с древнейших времен до новейших. По свидетельству Китайских летописцев, писавших именно историю младшего дома Хань, который царствовал с 25 до 220 года по Р.Х., ворожба по сжигаемым костям была известна и Японцам. Переходя теперь к описанию погребальных обрядов исследованных мною тюркских племён, я должен сказать, что у некоторых племён или совершенно не сохранилось остатков шаманских обрядов, или, если и сохранилось что-нибудь, то лишь весьма немногое: погребальные обряды более или менее изменились согласно требованиям религии, которая официально исповедуется.
(Продолжение следует)

Комментариев нет:

Отправить комментарий