воскресенье, 27 ноября 2016 г.

О погребальных обрядах у тюркских племен с древнейших времен до наших дней (5 часть)

II. Сагайцы
(Минусин, окр. Енис. Губ.)
Покойника, если он был взрослым, хоронят через 1 или 2 дня: если же он был маленький, то хоронят в тот же день, редко на другой. Могилу (инь) копают не глубже 1,5 аршин. Покойника обмывают старухи в день же смерти на досках. Эти доски или выбрасываются на степь, или сжигаются. Потом одевают покойника в его платье и надевают на него его собственную обувь, потому что в загробной жизни все это будет ему нужно. Дно могилы устилается берестою. По правую руку кладут в мешке или посуде пищу, табак, трубку, богатые кладут и деньги (50 к. – 1 рубль). Покойника в юрте кладут поперек, ногами на север, головой на запад, а ногами на восток. Покойника из юрты выносят чужие, приподнимая с земли сначала голову. До кладбища (соктер) покойника везут на телеге или на санях ногами к коню. Ямщик сидит верхом на коне, везущем покойника, а прочие едут верхом. Родственники едут иногда на телеге. Кладбище устраивается не ближе одной версты от улуса. Привезя покойника, копают могилу и спускают покойника в неё. Не надолго открывают крышку гроба, чтобы покойник полюбовался еще дневным светом; затем закрывают крышку и зарывают могилу, уставив в могиле все предметы. Перед окончательным зарыванием пьют все водку из одной бутылки и ставят её по правую руку покойника в могиле. Перед опущением покойника в могилу все прощаются с ним, целуя ему рот и пуп. Опустив покойника в могилу, муж, жена или ближайшие родственник бросает 3 горсти земли на покойника, после чего его зарывают. Похоронив, все усаживаются в том-же порядке, как сидели в юрте, пьют водку, едят мясо и едут в дом покойника. Мясо варится дома. На могиле во время похорон огонь не зажигается никогда. Тот, кто отвозит покойника, не доезжая до улуса, бросает телегу или сани, поворотив оглоблями по направлению к могиле. Через 3 дня телега и сани увозятся домой. Оставшиеся в юрте женщины выставляют перед дверями юрты ведро речной воды. Возвратившиеся с кладбища умывают руки и лицо и входят в юрту. Тут варят и едят мясо, а водку пьют по 1-2 чашки.
Шаманов – покойников часто несут на высокую гору, там кладут шамана на землю, а возле него ставят на полке бубен и шубу. Плохого шамана на гору не носят. Возле такого шамана ставят в землю палочку, на которую насаживается небольшая квадратная дощечка, обвешанная по углам ленточками синего, черного и белого цветов.
Родственники покойника не ломают костей заколотого животного на 3 и 7 день. Печени и лёгких они в эти дни тоже не едят. На 7-й день родственники покойника вынимают из заколотого животного печень и лёгкие, смазывают ими себя против печени, бросают их к дверям юрты, и с этих пор они разрешают себе едение всего. Поминки устраивают на 3 и 7 день. На 7-й день выезжают на кладбище и, пев там мяса, кости сжигают на огне, разведенном у начала могилы. Водку пьют в изобилии; перед началом пития чашки водки выливается на могилу.

Поминки (ибириг) справляются на 20 день, 40-й день (большие поминки) и через 1 год. Гроб выдалбливается здесь преимущественно из толстого тополя. Вытесывают его целым народом. Богатые приглашают иногда на похороны русского священника. Если умер муж, то жена, оплакивая его, говорит: «на кого ты покинул меня и детей своих? Злая смерть сразила тебя преждевременно! О я, одинокая и несчастная, как буду жить без тебя?» Если умерший не оставил жены и детей, то имущество его делится между родственниками, а за отсутствием их между единоплеменниками. Смерть покойника происходит от преследований подземного обитателя Айна. На могилу сверху накладывается куча камней, называемая кая (т.е. скала). Деревянные лопатки, которыми рыли могилу, домой не привозятся, а разбиваются там же у могилы о камень, железные лопатки вследствие своей дороговизны привозятся обратно домой. Кладбище каждого улуса находится на горе в 2 – 2,5 верстах. Огни, являющиеся на кладбище после похорон, суть огни, происходящие от сгорания души покойника перед отправлением её на небо в обители Всевышнего Кудая и называется «узут оды», т.е. огонь покойника. Душа (сюне) добрая поднимается на небо, а злая остается под землей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий