понедельник, 28 ноября 2016 г.

О погребальных обрядах у тюркских племен с древнейших времен до наших дней (6 часть)

III. Каргинцы
(Минусин. Окр. Енис. Губ.)
Могилу копают глубиною в 1,5 – 2 аршина. Покойника везут головой по направлению к кладбищу. В могилу гроб опускают посредством веревок. Крещеного кладут головой на восток, а не крещеного головой на запад. Рядом с гробом в могилу кладут мяса, ставят бутылку водки, кладут яиц и калачей. Пуговицы с рубахи все срезываются и оставляются дома. Умершего хоронят в полном одеянии: в рубахе, штанах, шубе, шапке и сапогах. Прежде в могилу клали также деньги и огниво. Если у умершего не было родственников, то отрезанные пуговицы кладутся в гроб. Если есть у него родня, то седло коня, на котором умерший любил ездит, отдается родне; в противном случае седло кладется рядом с гробом. Коня берет человек, устраивающий поминки. С правой стороны погребенного, ближе к голове, разводят огонь. Кости животных, заколотых на кладбище, бросают в огонь, ломать же их не дозволяется. На огонь выливают 3 чашки водки и выбрасывают 3 горсти мяса. Делают так для того, чтобы дух огня доставил пищу и питьё умершему, душа которого в это время спускается через 3 слоя земли в подземный мир. Съевши мясо, все обходят три раза по течению солнца могилу и говорят: «Он ушел в истинный мир, а мы пойдем домой, к своему народу!» Перед тем как опускать гроб в могилу, один из ближайших родственников (отец, сын или брат) подводит ко гробу коня, на котором ездил умерший, и 3 раза ударяет с правой стороны гроба и говорит: «Ты уходишь в истинный мир!» Этого коня уводит назад тот же, кто приводит его на кладбище. Похоронив умершего, все идут в его юрту, где в изобилии едят мясо и пьют водку. Приблизившись к селению, сани или телегу, на которых отвозили умершего на кладбище, оставляют в степи и берут их через один или полтора месяца. Около сане или телеги столько же времени лежат заступы и лопаты. Сани и телегу оставляют в поле передом по направлению к кладбищу. Вернувшись в юрту умершего, выплескивают 3 ложки водки к переднему углу, на огонь и к дверям.  В переднем углу живет дух – покровитель рода, в огне живет дух огня, эти духи сопровождают умершего вплоть до царства Эрлик хана, а у дверей невидимо присутствует домовой дух (медведь), защищающий юрту и дворы от мелких злых духов: гор, лесов и воды.
Поминки по всяком человеке справляют: 1) через 3, 7, 20, 40 дней; 2) весной, во время первого кукования вещей птицы – кукушки, которые сопровождает шамана во время полетов по поднесенью  и извещает его о приближении злых духов; 3) без 2 дней через год и через 2 года. Поминки состоят в перечислении добрых дел умершего, обильном ядении мяса и обильном распивании водки. Браки прежде не заключались до тех пор, пока не пройдет с дня похорон 2 лет, теперь они заключаются даже через 5 – 6 месяцев.

Лет 50 – 60 тому назад это племя хоронило своих детей так. Завертывали умершего ребенка извнутри в кочму, снаружи в бересту и потом привязывали к дереву. Иногда клали его в дупло, а сверху закрывали древесной корой. Взрослых хоронили прежде так же, как хоронят теперь своих покойников Бельтиры и Калары.
(Продолжение следует)

Комментариев нет:

Отправить комментарий