среда, 23 ноября 2016 г.

О погребальных обрядах у тюркских племен с древнейших времен до наших дней

Тюркские племена в самое отдаленное от нас время все были шаманистами, а потом, когда в силу исторических обстоятельств им пришлось расселиться по разным странам, они столкнулись с народами, исповедовавшими христианство, мусульманство и буддизм, и стали исповедовать эти три религии, сохранивши впрочем, некоторые обряды прежней своей религии, т.е. шаманства. Более всего шаманских обрядов сохранилось у племен, исповедующих в настоящее время христианство и буддизм. В этой статье я описываю погребальные обряды следующих племен: во-первых, Бельтиров, Сагайцев, Каларов, Каргинцев, исповедующих христианство; во-вторых, Урянхайцев, исповедующих буддизм (ламаизм); и в-третьих, Казак-киргизов и некоторых Татар Китайского Туркестана, исповедующих мусульманство. О шаманских обрядах племен, живущих в пределах России, было говорено в печати достаточно; поэтому я остановлюсь только на погребальных обрядах тех племен, быт; религию и язык которых я исследовал с 1889 по 1892 год, по поручению Академии наук и Географического Общества, в Сибири, Монголии, Китайском Туркестане и округе Тарбагатай. Прежде чем приступить к описанию погребальных обрядов вышеуказанных племен, скажу несколько слов о погребальных обрядах древних тюрков и народов, возле которых тюрки жили. Как в древности, так и теперь все шаманисты глубоко веруют, что загробная жизнь есть продолжение настоящей; что в загробном мире есть свое солнце и своя луна, свои люди и свой скот; что в загробном мире будет такая же жизнь, как и в этом, только с меньшими невзгодами. Глубоко веруя, что загробная жизнь есть продолжение настоящей, шаманисты клали и кладут в могилу умершего человека все предметы, которые он употреблял в домашнем обиходе: седло любимого коня и одежду умершего, деньги, водку в сосуде, лук, стрелы, табачную трубку, кисеть или кошелёк с табаком и пищу в мешке. Обычай класть в гроб покойника запас пищи и другие предметы существует теперь как у тюркских племён, так и многих других народов Урало-Алтайской семьи: у Черемисов, Мордвы, Вотяков, Пермяков, Вогулов, Мещеряков, Тептярей-язычников, Чувашей, Лопарей, Остяков, Якутов, Тунгусов, Коряков, Гиляков и др.
По рассказам древних путешественников и по сведениям, сообщаемых Китайскими летописями, погребальные обряды древних тюркских племён и народов, живших рядом с ними, и исповедовавших шаманство, были следующие.
Гунны. Гунны, или, как называли их Китайские летописи, Хунну, жившие с века до Р.Х. по век по Р.Х. в Северной Монголии, своих ханов хоронили в гробе, в облачении из золотой и серебряной парчи. Этот гроб вставлялся в другой, больший.
Ухуань. Ухуань, или Дунь-ху, родственные Сянь-бийцам, Манжурскому племени, и жившие с века до Р.Х. по век по Р.Х. в Восточной Монголии, своих покойников клали в гроб, и по ним производили плачь. Гроб провожали с песнями и плясками. Брали одну откормленную собаку и вели её на цветном шкурке. Брали также лошадь, на которой любил ездить покойник, его одеяния и вещи и все это сжигали и несли за гробом для препоручения собаке, чтобы она охраняла душу умершего.

Уйгуры. Уйгуры, по-монгольски Ойхор и Хойхор, а по-китайски Хойху и Гаогюй, произошли от Гуннов и жили в Северной Монголии и Китайском Туркестане с века по Р. Х. до . Мертвых они относили в выкопанную могилу; ставили труп на середине, с натянутым луком в руках, опоясанным мечом, с копьём под мышкою, как будто живого человека, но могилы не засыпали.

Дулгасцы. Дулгасцы, или Тугю (Тюрки), происходившие от Гуннов и родственные Уйгурам, жили по Черному Иртышу и в северной части Гобийской пустыни в – веках по Р.Х. Если кто умирал, то брали лошадь, на которой ездил покойник, и вещи, которые он употреблял, и потом все сожигали вместе с покойником. В здании, построенном при могиле, нарисованный облик покойника и описание сражений, в которых он участвовал. Они женились на мачихах, невестках и тетках по смерти их мужей. Так поступали и предки их Гунны.
(Продолжение следует)

Комментариев нет:

Отправить комментарий