понедельник, 14 января 2019 г.

Язычество, которого не было 4


Язычество, которого не было (продолжение)
Как известно, с 12 века среди татар начинает распространяться суфийский орден (тарикат) ясавия, который во времена Казанского ханства переживает здесь расцвет. Например, в произведении 14 века «Зафарнаме» Шарифи, описывающем отражение русской атаки на Казань, упоминается об участии в обороне городских стен отряда дервишей, руководимом внуком Кутбуль-актаб. По суфийским представлениям Кутбуль-актаб  – это полюс святости всего мира, т.е. предводитель всех святых Земли. Как тогда верил наш народ, такого ранга святые жили в то время в нашей стране. Таким образом, посещение могил таких известных святых, упокоение их около этих гор – это рядовой суфийский обычай, т.е. полностью находящийся внутри исламских представлений, а никак не вне их.
Что касается святых ключей и т.п. природных феноменов, то зачастую присутствует нечеткость перевода с татарского на русский: по-татарски такие родники называют «Изгеләр чишмәсе», т.е. буквально «ключ святых», а вовсе не «святой ключ», как упрощенно пишут некоторые авторы. И здесь присутствует лишь суфийское влияние, т.е. вполне исламское по сути явление.
Валиулла хазрат Якъгуб
Из книги "К пророческому исламу"
продолжение следует

Комментариев нет:

Отправить комментарий