среда, 2 января 2019 г.

Кадимисты и татарский язык


Обнаружил интересный документ на страницах журнала «Дин ва магыйшат».
Этот документ касается отношения татар и в частности кадимистов к сохранению своего родного татарского языка. Некоторыми современными защитниками джадидистов и соответственно противников кадимистов подана мысль, что кадимисты не особо заботились о сохранении родного языка и предпочитали фарси или арабский. Кадимисты напоминали в какой-то мере современных псевдосалафитов, которые выступают татарского языка в проповедях и считают сегодня актуальным языком общения русский. Попытки муфтия Камиля Самигуллина создать языковую общность потерпело фиаско. Много мечетей, особенно лояльные к псевдосалафитам практикуют двуязычие. Это с одной стороны оправдано материальной стороной вопроса. Имамы надеются на поддержку братьев по вере. Тем более современная вертикаль власти построенная по подобию РПЦ и жестко контролирующаяся со стороны известной организации создало благоприятные условия для двойных стандартов и лицемерия как в лагере «саляфизма» и так и в лагере «суфизма».  Понимая современное положение в общинах мы хотели обратиться к историческому опыту и показать как кадимисты на самом деле относились к родному татарскому языку.
Это открытое письмо мусульман из Оренбурга председателю комиссии Государственной Думы по народному образованию. Там говорится в частности: что мусульмане выразили следующие пожелания:
«… 2) Наша религия и наш родной язык должны обязательно преподаваться во всех училищах, где учаться мусульмане.
3) Преподавание всех предметов, кроме русского языка, должно вестись на родном языке учащихся.» (Журнал «Дин ва магыйшат» 1910 № 40)


Комментариев нет:

Отправить комментарий